Об уплате налога на вмененный доход

- До сведения налогоплательщиков настойчиво доводится требование налоговой службы Петербурга немедленно рассчитать и уплатить до 25 декабря уходящего года единый налог на вмененный доход. Но это незаконно.

<BR><BR>- До сведения налогоплательщиков настойчиво доводится требование налоговой службы Петербурга немедленно рассчитать и уплатить до 25 декабря уходящего года единый налог на вмененный доход. Но это незаконно.<BR>- Так, советник налоговой службы I ранга, начальник отдела сбора местных налогов внебюджетных фондов, доходов от приватизации и аренды имущества УМНС РФ по СПб Иван Кравченко (газета "Предприниматель Петербурга" №43, 2000 г.) безапелляционно декларирует срок первой выплаты единого налога на вмененный доход - авансом за январь 2001 года уже 25 декабря в 2000 году. Не менее категорично можно заявить, что с юридической точки зрения такое требование налоговой службы не соответствует закону.<BR>Основанием для ошибочных заявлений, по-видимому, является предвзятая трактовка пункта 3 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон СПб), в котором указано, что налогоплательщик обязан производить уплату налога не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу, за который уплачивается налог. При этом не учитывается, что в самом законе предусмотрено, что он вступает в силу с 1.01.2001, и, следовательно, все его положения приобретают легитимность только в 2001 году.<BR>Действительно, уплата единого налога на вмененный доход должна производиться ежемесячно авансовым платежом. Но не надо забывать, что переход на уплату этого налога регламентирован Законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98, №148-ФЗ (далее - Федеральный закон). Этот Закон является рамочным, т. е. он вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных органов власти субъектов РФ, которые не могут выходить "за рамки" данного Федерального закона в части усиления ответственности налогоплательщиков по данному закону. Это требование обязаны учитывать не только конституционные органы государственной власти, но и отдельные налоговые чиновники.<BR>Статья 10 Федерального закона "Порядок перехода на уплату единого налога" требует, чтобы принятый законодательными (представительными) органами субъекта РФ нормативный правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода. В Санкт-Петербурге это было выполнено.<BR>Кроме того, не позднее одного месяца со дня официального опубликования нормативно-правового акта все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, т.е. до 30.12.2000. При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.<BR>Органы Государственной налоговой службы РФ по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога. При этом в уведомлении указывается конкретная сумма вмененного дохода на очередной налоговый период как по всем местам деятельности налогоплательщика вместе, так и по каждому месту деятельности в отдельности. Форма уведомления о переводе налогоплательщиков на уплату единого налога утверждается Государственной налоговой службой РФ. <BR>Закон СПб о налоге на вмененный доход официально опубликован 29.11.2000. Это значит, что до 30.12.2000 потенциальные плательщики налога обязаны представить в налоговые инспекции свои расчеты сумм единого налога, который подлежит уплате в январе 2001 года. Налоговые органы, в свою очередь, обязаны эти расчеты проверить и в течение одного месяца (января) официально уведомить налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием конкретных сумм вмененного дохода. Эта процедура понятна и логична, она является подготовительным рабочим этапом и не нарушает прав налогоплательщиков, т.к. не обязывает перечислять сами налоги в месячный срок после публикации закона и до его вступления в силу.<BR>Надо отметить, что если бы Закон СПб был опубликован на месяц раньше, то обязанность по уплате налога на вмененный доход возникла бы как раз в конце декабря, несмотря на то что в ст. 5 ч. 1 НК сказано, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Дело в том, что ст. 3 Закона от 31.07.98 №147-ФЗ "О введении в действие Налогового кодекса РФ" приостановлено действие ч. 3 ст. 1 НК, в которой указано, что действие налогового кодекса не распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо не предусмотрено Налоговым кодексом. А поскольку налог на вмененный доход прямо не предусмотрен НК и вводится в соответствии с пунктом "е" ст. 20 Закона "Об основах налоговой системы", то и порядок его введения определяется не положениями Налогового кодекса, а положениями Федерального закона.<BR>Осуждая порочную фискальную практику трактовки законов мытарями в свою пользу, напомним о существовании Закона СПб "О вступлении в силу законов Санкт-Петербурга" от 20.07.95 №83-ФЗ. В ст. 5 этого закона сказано: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность или ухудшающий положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет". А ведь как раз и является "обратной силой" закона требование о выполнении каких-либо обязанностей ранее даты вступления этого закона в силу. <BR>Кстати, в официальном Письме УМНС от 28.11.2000 №06-14/18961 речь идет о предоставлении в налоговую инспекцию только расчетов сумм налога. В нем не указана дата 25 декабря как срок уплаты самого налога. То есть письмо составлено вполне корректно - в соответствии с духом и буквой Федерального закона.<BR>Искаженное толкование совокупности нормативно-правовых актов, определяющих суть, порядок и сроки уплаты налога на вмененный доход, у Петербургской налоговой службы возникает позднее и официального подтверждения пока не имеет. Тиражируемое СМИ требование должностных лиц УМНС уплатить налог до 25.12.2000, как и в упомянутой выше газетной публикации, имеет цель оказать чисто психологическое давление на налогоплательщика. И понятно, что на этом фоне бодрые лозунги "Налоги вместо штрафов!" можно в лучшем случае воспринимать как неудачную предновогоднюю шутку.<BR>К счастью, интересы налогоплательщика защищают и пункты 6-7 ст. 3 НК: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика".(И.Л.)<BR>Юрий Нонин, "Адвокатское бюро Нонина и Мельгина".