Петербургские бизнесмены играют в сериал "Династия"

Рокфеллеры, Ротшильды, Мартели, Морганы - данные "частные семейные предприятия" управляли фамильным бизнесом на протяжении нескольких сотен лет.

<BR><BR>Рокфеллеры, Ротшильды, Мартели, Морганы - данные "частные семейные предприятия" управляли фамильным бизнесом на протяжении нескольких сотен лет.<BR>В России до определенного момента в чести были исключительно рабочие династии: токари и пекари, из поколения в поколение занимавшиеся увеличением прибавочной стоимости на одном конкретно взятом предприятии (фабрике, заводе, пекарне).<BR>Но тщательное сканирование петербургского рынка показало, что за последние 10 лет в городе успели сформироваться первые бизнес-династии. Более того, "отцы и дети" проникли во все сферы бизнеса - финансовую (директор ЗАО "Русский промышленно-торговый банк" - Михаил Алексеевич Бабич, а первый заместитель директора - Кирилл Михайлович Бабич), строительную (генеральный директор ЗАО "ЛенСпецСМУ" - Вячеслав Адамович Заренков, а его заместитель - Дмитрий Вячеславович Заренков), продовольственную (среди менеджеров "Петмола" сразу три представителя династии Поляковых - генеральный директор Валентин Федорович, директор по внешнеэкономической деятельности и ценным бумагам Сергей Валентинович и коммерческий директор ООО "Торговля от "Петмола" Кирилл Валентинович) и т.д. и т.п.<BR><BR><B>Не сухая теория</B><BR>Как выяснилось, "династические традиции" - далеко не самая любимая тема разговоров среди петербургских бизнесменов. Порой после долгих предварительных переговоров и согласований следовал ответ: "Я не буду давать комментариев по этому вопросу". Причем младшие члены семьи оказались гораздо менее словоохотливыми, чем старшее поколение.<BR>Но на основе анализа разнородных источников удалось выяснить, что, в отличие от прочих процессов, происходящих на Земле, в бизнесе возрастает не энтропия, а роль семьи. <BR>"Можно говорить на примере США. Там борются за власть два клана - Кеннеди и Ротшильды. Одни представляют новую экономику, другие - традиционную. Но о каких-то закономерностях, свидетельствующих о том, что династия в бизнесе - обязательно "плюс" или "минус", говорить нельзя. Все зависит от конкретного случая. Но чаще родственные отношения идут на пользу, чем во вред. Объясняется все очень просто. Чем лучше люди понимают друг друга, тем лучше для дела. У родственников же с взаимопониманием обычно все более-менее нормально. С другой стороны, в ситуации, когда личные цели менеджера начинают не совпадать с целями фирмы, производительность и эффективность работы фирмы резко снижаются. Получается басня "Лебедь, рак и щука". В итоге страдает бизнес. У членов одной семьи и в этом отношении есть преимущество", - считает директор Открытой школы бизнеса Борис Леонидович Федоров.<BR>Самое любопытное, что в вопросах бизнес-династий он разбирается не только как теоретик, но и как практик. Сергей Борисович Федоров - также директор Открытой школы бизнеса. "Только он занимается оперативными вопросами, а я - стратегией", - пояснил Федоров-старший.<BR><BR><B>Закономерные случайности</B><BR>Как ни странно, первые династии менеджеров возникли в Петербурге, вернее, в Ленинграде - еще при советской власти. К примеру, заводом "Дагвино" представители семьи Сафаралиевых руководят аж с 1936 года. "Наш отец был первым секретарем обкома Дагестана. В 1936 году он по комсомольской путевке поехал в Ленинград строить завод, на котором и остался работать. В следующем году к 65-летию завода мы откроем музей истории развития "Дагвино", - сказал исполнительный директор "Шилкин-Дагвино СПб" Гаджимет Нурметович Сафаралиев (его брат - Сергей Нурметович Сафаралиев - генеральный директор этого же предприятия).<BR>При этом Гаджимет всерьез уверяет, что ни он, ни его старший брат вовсе не собирались становиться виноделами. "Ничего не было предопределено. Брат сначала поступил в военное училище, учился в строительном институте. А я начал с "Корабелки" и только потом перешел в Дагестанский сельскохозяйственный институт на факультет виноградарства и виноделия. Но если мой брат на "Дагвино" уже с 1964 года, то я сначала работал на Ленинградском заводе шампанских вин, потом 13 лет трудился в Северо-Западном межобластном управлении инспекции по качеству алкогольных напитков, а в родные стены вернулся только в 1994 году", - вспоминает Гаджимет Сафаралиев.<BR>Представители других династий также подтверждают "случайный" тезис. "Один из моих сыновей был офицером - он закончил училище связи имени Ленсовета. Но потом армию начали реформировать, наши войска выводили из Прибалтики, и Сергей пришел на "Петмол". Как раз в это время предприятие реконструировалось, мы устанавливали совершенно новое оборудование, нужны были дисциплинированные специалисты. Вместе с Сергеем на "Петмол" пришли порядка 10 его коллег. Все они очень пришлись ко двору", - считает Валентин Поляков.<BR><BR><BR><B>Табачок врозь</B><BR>Отношения внутри петербургских династий строятся по принципу: "Дружба дружбой, а служба - службой". <BR>"Слово старшего брата для меня закон. Это у меня в крови, привито с малых лет. Главный семейный закон - не подводить фамилию, никогда не забывать, из какого ты рода", - говорит Гаджимет Сафаралиев.<BR>"Конечно, тот факт, что на предприятии работают несколько членов одной семьи, вызывает повышенное внимание к любым моим решениям. Поэтому хочется, чтобы наши отношения были максимально прозрачными. Приходится делать "лишнюю" работу - то, что я бы не стал делать при других условиях. К примеру, во время деловых встреч с сыном я стараюсь приглашать главного финансиста - чтобы не было никаких перешептываний. Но чем больше мы работаем вместе, тем лучше притираемся в деловых отношениях. На работе сыновья называют меня по имени-отчеству", - признался Валентин Поляков.<BR>Но в конечном итоге, по словам "отцов и детей", родственные связи весьма позитивно сказываются на деятельности компании.<BR>"Сыновья более открыты со мной, как директором, абсолютно свободно и спокойно меня критикуют. При этом оценивается суть дела, а не просто: Петров - хороший, а Иванов - плохой. Благодаря "семейному подряду" мы сделали несколько проектов. До кризиса на молочном рынке было засилье импортной продукции. Сергей предложил совместный проект с американцами. Так появилась марка "Корона", которая заметно потеснила прибалтов. После августа везти американскую упаковку стало шибко дорого, оборудование простаивало. Стали искать выход - и нашли: решили разливать соки", - повествует Валентин Поляков.<BR><BR>Новое поколение выбирает...<BR>Социологи, психологи и другие "логи" любят говорить о факторе "третьего поколения". К примеру, считается, что только внуки бывшего сельского жителя окончательно приобретают урбанистический менталитет. В настоящий момент петербургские династии бизнесменов находятся как раз в стадии "формирования" поколения №3.<BR>"Дочь закончила экономический факультет "Бонча" и юридическую академию. Второй год работает у нас экономистом и юристом. Надежды на нее возлагаются большие", - сказал Гаджимет Сафаралиев.<BR>"Танечка - ей 12 лет - и внук Валька - ему вот-вот исполнится 8 - несколько лет успешно и абсолютно бесплатно участвовали в рекламе продукции "Петмола" на плакатах и рекламных роликах. В основном они, конечно, интересуются не предприятием, а его продукцией, но порой спрашивают: "Дед, как у тебя работает цех детского питания?" - улыбается глава династии Поляковых.<BR><BR>