Сам себе продавец

Люди, мало знакомые с историей Северной столицы, ввели в обращение тезис "Петербург - город трех революций". На самом деле революций было гораздо больше.

<BR><BR>Люди, мало знакомые с историей Северной столицы, ввели в обращение тезис "Петербург - город трех революций". На самом деле революций было гораздо больше.<BR>Так, в середине XX века Северная столица подарила стране революцию торговую - в декабре 1954 года в городе открылся первый на территории СССР в 22,4 млн км2 магазин самообслуживания. Отечественному потребителю впервые доверили самостоятельно подобраться к полкам с товаром в магазине, расположенном на первом этаже дома №10 по улице Пржевальского.<BR><BR><B>Старая сказка</B><BR>От времени, когда был открыт вошедший в историю магазин, на улице Пржевальского осталась одна памятная доска в честь исследователя Уссурийского края, Тибета, озера Лоб-Нор и течения Желтой реки. Ныне здесь нет ни магазина, ни самой улицы. На месте торговой точки находится дизайнерская студия, а на месте улицы Пржевальского - Столярный переулок. Как выяснилось, обитатели дизайн-студии ничего не слышали о своих великих предшественниках. О первом магазине самообслуживания помнят только могикане советской торговли.<BR>"Конечно, я помню магазин на улице Пржевальского. Он был не очень большим, но хорошим. Никакого ажиотажа на его открытии не было. Все проходило тихо, спокойно, не то что сейчас - ленточки, шампанское, стрип-шоу там всякие. Наши девочки в белых халатах и колпачках были ничуть не хуже, но праздник из открытия устраивать было не принято. Зато прилавки были завалены икрой, колбасами, крабами и другими деликатесами, и почти каждый мог все эти товары купить", - повествует генеральный директор Лиги предпринимательства и торговли Санкт-Петербурга Виктор Туляков.<BR>"В первом магазине самообслуживания все удивительно - нет привычных прилавков и витрин, не видно продавцов. Вдоль стены возвышаются высокие открытые полки, на них пакеты с крупой, мукой, сахаром, макаронами, горки всевозможных консервов", - писал "Вечерний Ленинград" за 1954 год (стоит заметить, что аксакалы торговли ныне вспоминают об икре и крабах, а пресса того времени восторженно вещала о крупе и макаронах). <BR><BR><BR>Культуру - в массы!<BR>Передовой опыт работников ленинградской торговли был быстро подхвачен широкой магазинной общественностью. Все развивалось по нормативу. Строгий контроль за "внедрением в массы" новой системы лежал на Министерстве торговли СССР, которое "устанавливало объемы продаж реализуемых методом самообслуживания товаров". <BR>Северная столица шла в авангарде торговых преобразований: в 1966 году здесь открылся самый крупный в стране магазин самообслуживания "Заневский", а в 1971 году появился первый универсам. "К нам все время приезжали комиссии из Москвы и даже члены правительства. Цель поездок была в основном "посмотреть - обсудить". Делали фотографии, общались... Некоторые использовали это как прекрасную возможность выдвинуться", - вспоминает Тамара Вестфаль, в прошлом - заведующая филиалом универсама "Выборгский".<BR>"В 1970-е годы вышла масса научных работ, посвященных самообслуживанию. Эта тема считалась модной. С началом экономических реформ самообслуживание практически умерло. Люди обеднели, участились кражи, которые наносили магазинам огромные убытки. Сейчас вновь идет подъем", - заметил заведующий кафедрой управления и экономики Петербургского торгово-экономического института Александр Соломатин.<BR>После августа 1998 года стремление бизнесменов к самообслуживанию лишь возросло. По данным "Петербургторга", за 2 последних года доля магазинов самообслуживания в общем числе торговых точек увеличилась ровно в 2 раза.<BR><BR>Воруют...<BR>Ко времени появления магазина на улице Пржевальского за границами СССР уже давно привыкли к этой форме торговли. Еще в 1915 году в Мемфисе предприниматель Кларенс Сондерс открыл магазин оптовой торговли cash&carry. Минимальный размер покупки составляла одна упаковка. Потом Кларенс перенес опыт cash&carry на розничную торговлю. Новым его детищем стал магазин Piggly Wiggly.<BR>Быстро стали очевидны плюсы и минусы новой системы. С одной стороны, вволю пощупав и понюхав понравившийся товар, покупатели уносили с собой даже то, что сначала вовсе не собирались приобретать. В то же время значительная часть прибыли магазинов уходила на покрытие краж. По статистике тех лет, нечестные покупатели уносили около 6% товаров.<BR>Воровство в супермаркетах вечно, как и борьба с тараканами. По своему объему история войны с самообслуживающимися несунами уже не уступает "Капиталу" Мардохея Леви (он же Карл Маркс), а по своей увлекательности находится в одной весовой категории с детективами про Фандорина. <BR>Сначала владельцы магазинов решили поменять расположение касс и перенести их в конец торгового зала при выходе из магазина. Затем покупателям запретили проходить в магазин с сетками, пакетами, рюкзаками, корзинами и прочими авоськами, потом в залах появились видеокамеры, кассиры обзавелись устройствами для считывания информации с товаров и т.д. и т.п.<BR>Несмотря на все эти ухищрения, неконтролируемый вынос товаров успешно продолжается. Результаты деятельности несунов можно сравнить с экономическим ущербом от среднего по своей величине военного конфликта. Даже в американских супермаркетах процент краж по-прежнему не опускается ниже 2-3%.(Е.Р., Д.Г.)