Архитектурная МОДА накрыла "колодцы" с головой

Световые дворики превратились в невероятно модное явление. Всего за несколько лет в Петербурге на месте бывших дворов-колодцев появилось около десятка новых атриумов.

<BR><BR>Световые дворики превратились в невероятно модное явление. Всего за несколько лет в Петербурге на месте бывших дворов-колодцев появилось около десятка новых атриумов. <BR>По требованию КГИОП фасады домов, а иногда и дворы, расположенные в центре города, после реставрации должны сохранить свой исторический облик. Ограниченность же "исторического места" не позволяет сооружать дополнительные пристройки, и здесь могут пригодиться снискавшие печальную славу знаменитые петербургские дворы-колодцы. По словам пресс-секретаря КГИОП Ирины Малявкиной, большинство проектов стремится перевести "колодец" в ранг атриума. Функционально это не всегда оправдано, впрочем, мода не нуждается в оправдании.<BR><BR><B>Стеклянный проспект</B><BR>Современная мода на атриумы и световые фонари пошла с главной улицы города: именно в районе Невского проспекта их больше всего. Первый атриум появился в 1992 году в гостинице "Европа". По проекту архитектора Виктории Струзман были застроены все дворы гостиницы. Под световым фонарем первого разместилась общая кухня всех ресторанов. Под вторым - ресторан "Европа" со стеклянным перекрытием и витражом, третий двор превратился в классический атриум, который заняло кафе. Четвертый отвели под сауну с бассейном и административными помещениями. Чуть позднее появились стеклянные перекрытия "Невского паласа" и огромный атриум на Невском, 25, в который выходят несколько новых фасадов, выполненных в стиле архитектора Стасова. В будущем торговом комплексе на углу улицы Восстания и Невского проспекта тоже спроектировано несколько световых двориков. <BR>На Невский приходилось больше всего и старинных световых фонарей, пока окна в небо не заколотили жестью. Самые известные из сохранившихся старинных фонарей - в ДЛТ и в "Пассаже". Интересный фонарь работы Николая Бенуа был и в доме на Невском, 38, реставрацией которого будет заниматься ПСБ, получивший здание в аренду. <BR><BR><B>Небо в алмазах</B><BR>Мода на стекло пришла с конца 70-х годов, когда в Европе и Америке начали конструирование огромных оранжерейных пространств, ставших признаком респектабельности их владельцев. Затем стеклянным колпаком накрыли свои дворики гостиницы, разместив в них вестибюли, сервисные центры и кафе. По принципу якорей - двух больших универмагов, соединенных застекленным пространством, как в "Пассаже", начали строить большие торговые центры. Фонари стали главным атрибутом бизнес-центров и даже производственных площадей: первые фабричные фонари в Петербурге появились при строительстве фармацевтического завода ЗАО "Сосна" и фабрик ЗАО "Филип Моррис Ижора", Gillette, где фонари спроектировали над парадными лестницами и производственными цехами.<BR>Сооружение атриума, закрытого куполообразным фонарем, было в планах строительства второй очереди гостиницы "Санкт-Петербург". Предполагалось, что он закроет большой бассейн с зимним садом, фонтанами и полуостровами, на которых в зелени должны были утопать кафе и чайные. Но, к сожалению, этот затейливый проект, разработанный Викторией Струзман, был приостановлен. Зато на Большой Морской, 54, строится первый в Петербурге жилой дом с атриумом (авторы проекта - архитекторы студии "Земцов, Кондиайн и партнеры"). <BR><BR><B>Как в банке</B><BR>В начале XX века в Петербурге началось строительство зданий, требующих больших освещенных пространств. Прежде всего банков с огромными операционными залами. Одним из первых "закрытых" банков стал Волжско-Камский банк (Невский, 38).<BR>До середины 90-х, вселяясь в роскошные особняки, Сбербанк еще не выходил за рамки интерьерных достижений сберегательных касс. Проекты со стеклянными фонарями, которые в 1995 году начал разрабатывать банк, призваны были повысить его имидж. В Петербурге Сбербанк сделал ставку на два дома. Один из них расположен на Среднем проспекте, 15/34, другой - на Фурштатской, 5. Взгляд случайного прохожего на фасады этих домов не заподозрит ничего необычного. "С одной стороны, это хорошо, поскольку не нарушается исторический облик города, а с другой стороны, его оборотная сторона так и остается для многих неизвестной, ведь вход в эти здания для физических лиц закрыт", - говорит один из авторов проекта, архитектор творческой группы студии "44" Владимир Зенкевич. На Фурштатской улице полностью изменены внутренние фасады, ставшие частью интерьеров в постмодернистском ключе. Два внутренних дворика объединили гранитным ордером и закругленной лестницей, напоминающей спуски к набережным. Операционный зал выходит в атриум, а по периметру бывшего "колодца" на двух уровнях проходят галереи с офисами. <BR><BR><B>Под колпаком </B><BR>Первый петербургский атриум появился в 1903 году, когда инженер Новиков перекрыл хозяйственный двор Главпочтамта двойным фонарем. Одним из первых установил трехслойный фонарь над музеем училища барона Штиглица (ныне - "Муха") архитектор Мессмахер. Кстати, по сложности конструкции и большой площади этот фонарь относится к европейским раритетам. Второй такой фонарь закрывал Рейхстаг, однако, "оскверненный красным знаменем", в 50-е годы он был снесен, о чем приезжающие полюбоваться на фонарь Мессмахера немцы чрезвычайно жалеют. <BR>Многослойность конструкции фонаря (он состоит из плоского внутреннего стекла, среднего и выпуклого наружного) связана со сложной системой гидро- и теплоизоляции. В советское время о стеклянных крышах практически забыли (исключение - не слишком удачные проекты больничных зданий). <BR><BR><B>Первая величина</B><BR>Самый большой световой фонарь появился недавно в торговом комплексе "Балтийский", который разместился в бывшем здании фабрики-кухни, построенном в 20-х годах в конструктивистском стиле. В том же стиле - под наклоном - был сконструирован фонарь, перекрывающий внутренний двор. Мастерская "Земцов, Кондиайн и партнеры" задумала этот проект еще 10-12 лет назад, но государственного финансирования он тогда не получил. Атриум появился после реконструкции здания ЗАО "Адамант" и, как обычно, поставил свой главный архитектурный акцент. Это самый большой дворик в Петербурге (площадь перекрытия - около 520 м2). <BR>К сожалению, для петербуржцев проект, завершенный около 2 месяцев назад в Москве, перекрывает все наши стеклянные фонари вместе взятые. Стеклянная кровля площадью 11,670 м2 поставила Гостиный двор (построенный по проекту Джакомо Кваренги) в один ряд с мировыми рекордсменами. Чтобы сохранить исторический силуэт здания Гостиного двора, фонарь сделали совершенно плоским, что также не имеет аналогов в мире. <BR>Обычно количество новых фонарей, приходящихся на один дом, не превышает одного-двух, что отличает их от старинных фонарей, которые брали не столько площадью, сколько количеством (что вполне объяснимо: они выполняли, скорее, декоративно-световые задачи). В октябре в институте ВСЕГЕИ закончили реставрировать фонари в рекордном количестве - восемь штук. Один из них закрывает парадную лестницу, остальные освещают музей.<BR><BR><B>Крыша над головой</B><BR>Световые дворики удорожают реконструкцию здания в несколько раз. Стоимость 1 м2 дома с атриумом - приблизительно $1,5-2,5 тыс. против $300-400 в обычном отремонтированном. При этом 1 м2 конструкции со стеклопакетами обходится всего лишь в $120-600 в зависимости от степени объема и сложности монтажа. Дорогим дворик делают и различные мероприятия, которые к нему "прилагаются". Это система очистки стекол, укрепление кровли колоннами или кладкой, дополнительное теплоснабжение, на которое обычно неохотно идет ТЭЦ (поэтому все здания со световыми двориками обзаводятся газовыми котельными), и прежде всего различные противопожарные меры: спринклерные и дренчерные системы, которые каждый раз размещены по-своему. <BR><BR><B>Рыбное место</B><BR>Сооружению световых двориков могут помешать соседи. Так, Модный дом на Невском уже ("Дом Мартенса") несколько лет не может приступить к созданию атриума, из-за того что эта идея не находит понимания у директора магазина "Рыба", что находится на первом этаже.<BR>Другая петербургская компания планирует соорудить световой дворик лишь после расселения соседей: опыт подсказывает, что на стекло, граничащее с посторонними окнами, иногда "бросаются" соседние жильцы. <BR>Так, ресторану La Strada, который застеклил свой внутренний дворик около 4 лет назад, пришлось спасаться от бутылок, периодически выпадающих из окон соседнего дома, с помощью аэродромной сетки. По словам генерального директора ресторана Ильи Виршича, сетка была специально привезена из Швейцарии. Правда, зимой она обычно обрастает сосульками и для ее освобождения приходится снаряжать "десант".