Парниковый эффект разогревает российский рынок

Сокращение эмиссии парниковых газов (ПГ) с последующей переуступкой высвободившейся части квот на выбросы становится новым инструментом привлечения западных инвестиций в Россию.

<BR><BR>Сокращение эмиссии парниковых газов (ПГ) с последующей переуступкой высвободившейся части квот на выбросы становится новым инструментом привлечения западных инвестиций в Россию. <BR>В Гааге в эти дни проходит шестой раунд переговоров стран - участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Ожидается, что принятые там решения позволят установить правила международной торговли квотами на выбросы ПГ и это в обозримом будущем непосредственно отразится на многих предприятиях России.<BR>Эксперты допускают, что развитие международной торговли квотами может способствовать введению в России квот для регионов, отраслей или даже отдельных предприятий и образованию внутренних рынков квот. Это тем более вероятно, что имеется успешный пример в США: там уже почти десятилетие функционирует рынок квот на выбросы газов (SO2 и NОx), приводящих к образованию кислотных дождей. Ежегодный оборот этого рынка составляет несколько сотен миллионов долларов.<BR><BR><B>Предыстория</B><BR>Среди ученых мира нет единого отношения к парниковым газам (СО2, СН4, N2О и др.). Одни предупреждают о тяжелых последствиях, с которыми придется столкнуться мировому сообществу, если в результате увеличения выбросов ПГ климат потеплеет хотя бы на один градус. В этом случае затраты США, например, на ликвидацию последствий потепления могут составить $500 млрд. Другие считают, что проблема во многом преувеличена, и один действующий вулкан производит в год больше выбросов в атмосферу, чем человечество за всю историю своего существования. <BR>Тем не менее уже 165 стран ратифицировали подписанную в 1992 году Рамочную конвенцию ООН, признающую необходимость принятия ограничительных мер по снижению риска глобального потепления климата. <BR>В 1997 году на переговорах участников РКИК в Киото (Япония) определены национальные квоты, ограничивающие определенные уровни по выбросам парниковых газов в атмосферу к 2008-2012 годам. Российская сторона обязалась к этому зачетному периоду не превышать уровень выбросов, установленный в 1990 году. <BR>США, превысившие свой лимит выработки ПГ, предложили применить международные рыночные механизмы регулирования размеров эмиссии ПГ. Суть их сводится к тому, чтобы в случае неиспользования квоты каждый участник соглашения мог продать ее стране, превысившей установленный для нее уровень выбросов. <BR>Теперь на новом раунде переговоров в Гааге должны быть установлены правила торговли квотами. Если страны-участницы не договорятся, выполнение обязательств по объемам выбросов обойдется мировому сообществу почти в $4 трлн. За введение механизмов торговли выступают развитые страны с высокотехнологичным промышленным производством. <BR>В обозначенный срок - к 2008 году - им проще (и выгоднее) сократить объем выбросов ПГ в развивающихся странах, чем на своей территории. <BR><BR><B>Фора у России </B><BR>Промышленный спад, который переживала последнее десятилетие Россия, в контексте экологических проблем имеет и привлекательную сторону: эмиссия ПГ в стране уменьшилась. Теперь, по условиям Киотского протокола, Россия получила своеобразную фору по квотам на выбросы, оцениваемую в миллиарды долларов. Однако путь к тому, чтобы ею воспользоваться, будет далеко не простым. <BR>Наиболее реальными возможностями коммерческого использования российских квот являются две: прямая продажа и совместные проекты. <BR>Среди потенциальных покупателей российской квоты выступают США, Япония, Нидерланды, Австралия, Канада, Норвегия и др. В случае успеха переговоров в Гааге и вступления в силу договоренностей по Киотскому протоколу, в сфере "торговли воздухом" ожидаются крупные финансовые обороты. <BR>Российские энергетические предприятия больше заинтересованы в совместных проектах и в появлении серьезных инвесторов, чем в деньгах из федерального центра. По словам директора по техническому развитию ОАО "Ленэнерго" Бориса Вайнзихира, деньги от продажи квот могут и не дойти до конкретных предприятий.<BR><BR><B>Фора тает</B><BR>Российская экономика отличается высокой энергоемкостью (в 3,5 раза выше, чем в развитых странах) и, соответственно, высоким удельным выбросом ПГ. Причем из-за износа производственных фондов в последнее десятилетие выброс на единицу продукции возрастал. <BR>При планах Правительства РФ к 2010 году увеличить ВВП в 1,7 раза по сравнению с 1999-м, свободная квота по выбросам ПГ будет зависеть от того, насколько удастся снизить энергоемкость производства (планируемое снижение - 36%). При осуществлении планов к 2010 году выбросы ПГ окажутся на 20% ниже базового уровня. <BR>Если вообще не удастся снизить энергоемкость и промышленный рост будет носить экстенсивный характер, Россия свою квоту выберет, и даже перекроет ее. <BR>Поэтому логично в ближайшее время ожидать ужесточения экологических нормативов, проведения широкой инвентаризации выбросов ПГ, налаживания системы мониторинга выбросов и введения экологического аудита.<BR><BR><B>Слабые гайки</B><BR>Пока же говорить об эффективном экологическом аудите в России не приходится. Ведущий инженер отдела методического обеспечения инспекторской деятельности "Ленкомэкологии" Инна Гусакова подтвердила, что парниковые газы не включены в нормативы и для них отсутствуют предельно допустимые концентрации (ПДК). Исключение представляет метан, но и для него ПДК установлены на довольно высоком уровне, учитывающем начало опасного воздействия на здоровье человека. <BR>Величина этого показателя никак не связана с ограничением парникового эффекта. Это означает, что нормативная база для применения критерия по предупреждению парникового эффекта при освоении так называемых новых технологий отсутствует и контроль над вводом в эксплуатацию оборудования с учетом выбросов ПГ не осуществляется.<BR>Одной из конкретных мер России в рамках выполнения обязательств по Киотскому протоколу стало недавнее назначение петербургского НИИ "Атмосфера" ответственным за инвентаризацию ПГ. Директор института Виталий Миляев сообщил, что институт располагает методикой, позволяющей достоверно рассчитывать эмиссию ПГ. По его словам, если учитывать сток углерода в зеленые массивы, то вполне логично вводить квоты на ПГ для крупных регионов внутри России. <BR>Введение нормирования или квотирования выбросов ПГ может осложнить жизнь многим петербургским предприятиям, даже не относящимся к топливно-энергетическому комплексу. Например, тем, кто, стремясь уйти от зависимости по снабжению теплом и электроэнергией от естественных монополистов, приобрел бывшие в употреблении автономные котельные установки и электростанции. <BR><BR><B>Инвестиции под квоту</B><BR>Суть совместных проектов, обсуждаемых в рамках сделок по объемам ПГ, - в том, что страна-инвестор за счет размещения инвестиций добивается сокращения выбросов ПГ в России в счет своих обязательств по Протоколу.<BR>По подсчетам Всемирного банка, тонна выбросов СО2 стоит $20-25. Первые, по существу, фьючерсные сделки в зачет предотвращенных выбросов в рамках проектов совместного осуществления (ПСО) прошли по цене от менее чем $1 до $20 за тонну эквивалента СО2 на общую сумму сделок в миллионы долларов. <BR>Первые опыты реализации ПСО в России уже есть. В рамках одного из них с помощью Нидерландов проведена модернизация центральной котельной в поселке Большое Мурашкино (Нижегородская область) - осуществлен перевод с угольного топлива на газ с одновременным закрытием нескольких мелких угольных котельных. Эффект от осуществления проекта - сокращение выбросов ПГ на 1500 кг на каждый мегаватт полученного тепла. Голландской стороне участие в проекте стоило $800.000. <BR>Другим примером может служить разработка Японией ТЭО для модернизации Киришской ГРЭС с учетом сокращения выбросов ПГ.<BR>Более широкое привлечение инвестиций по схеме ПСО сдерживается пока недостаточной нормативно-методической и правовой базой. Активная международная торговля чистым воздухом, по мнению экспертов, начнется с 2005 года.