Эротические знаки: каждый видит в меру своей испорченности

Сегодня в Петербурге открывается выставка "Знак". Зрителям предложено знакомиться не с живописью, скульптурой или инсталляциями, а с "точкой в пространственно-эстетическом континууме" под названием товарный знак. Из более чем 1000 выставленных в Манеже "т

<BR><BR>Сегодня в Петербурге открывается выставка "Знак". Зрителям предложено знакомиться не с живописью, скульптурой или инсталляциями, а с "точкой в пространственно-эстетическом континууме" под названием товарный знак. Из более чем 1000 выставленных в Манеже "точек" значительная часть подпадает под определение "это очень эротично".<BR>Эротика в товарных знаках - вовсе не обязательно обнаженное тело. Эротичность питается ассоциациями и воображением потребителя, а также знаниями, почерпнутыми из трудов незабвенного дедушки Фрейда. <BR>"Кто-то из великих написал: художник творит фаллосом. Осознанно или нет, но творчество любого художника эротично. Кстати, эротичные знаки с большей охотой принимает заказчик. Количество эротики увеличивается пропорционально увеличению числа знаков вообще. Доля же эротических знаков остается постоянной - около 10%", - считает дизайнер Василий Шишкин (он же по совместительству директор "Знака").<BR><BR><B>Чемпион</B><BR>При упоминании об эротичных знаках абсолютно все опрошенные "ДП" дизайнеры обязательно приводили в пример логотип ОАО "Промышленно-строительный банк" (ПСБ). <BR>Столь же шумной славой знак Промышленно-строительного банка пользуется и среди коллег-банкиров. Таким образом, данное лого можно принять за эталон чувственности и эротичности в петербургском графическом дизайне.<BR>С учетом того, что именно ПСБ - самый крупный и влиятельный банк в Петербурге (входит в двадцатку крупнейших банков России), успешно привлекающий огромное количество отечественных и зарубежных клиентов, поневоле начинаешь задумываться о непреходящем значении эротического фактора в рекламе.<BR>По мнению некоторых специалистов, гениальный знак родился благодаря случаю. "100%, что знак получился таким не намеренно. В то время, когда он создавался, такой подтекст был невозможен - сразу расстрел на месте. Человеком, который делал знак, двигали другие мотивы. И он просто не взглянул на знак с ЭТОЙ точки зрения", - считает директор агентства "Асгард-Дизайн" Давид Авакян.<BR>"Знак ПСБ - явный фаллический символ, но, зная авторов этого знака, могу сказать, что он вышел таким совершенно неосознанно. Если ПСБ - такой хороший банк, то скорее не благодаря, а вопреки этому знаку. Кстати, сейчас по заказу банка мы собираемся его несколько видоизменить", - говорит директор по креативу агентства Gradi Сергей Леликов.<BR><BR><B>Бегущий человек</B><BR>Одним из признанных образцов эротики в петербургском графическом дизайне являются знаки Фотоярмарки и Видеоярмарки - выставок, которые организует информвидеоцентр "Реал".<BR>По территории логотипа бегут маленькие человечки. Создатель знака Василий Шишкин не скрывает, что нога одного из бегунов замаскирована под гениталии другого.<BR>"Глядя на свежеиспеченный буклет, дамы заливались не менее яркой краской, чем сам основной цвет буклета: "Но это не нога?" И были правы. Это - ОНО во всей своей откровенной реалистичности. Да, можно было бы обойтись и без фаллоса, но знак сразу же утратил бы колорит, агрессивный заряд, призванный нести успех и развитие бизнеса", - излагает автор.<BR>Но как показывает практика, владельцы эротических знаков не склонны пристально их рассматривать под таким углом.<BR>К примеру, директор Видеоярмарки Ольга Свириденко сообщила: "3 года назад нам был нужен новый знак. Какого-то особого смысла в этот знак мы вкладывать не предполагали - нам нужна была не эротика, а иероглиф. Тем более что в то время Sony активно крутила рекламу, где человек бежит с видеокамерой, и такая ассоциация нам была на руку. Мое отношение к готовому знаку было не столь уж радужное, но мужская половина руководства нашей фирмы дала "добро"... Знак действительно хороший - человечков запоминают. Правда, с моей точки зрения, на их эротичность люди особого внимания не обращают. Дамы вообще спокойно относятся. Это мужчины иногда начинают фантазировать".<BR>Президент "Горно-металлургической группы Механобр" Леонид Вайсберг также не склонен переоценивать эротический потенциал, присвоенный некоторыми специалистами знаку "Механобр-Техника". "Здесь как в анекдоте. Привели солдат в музей. Экскурсовод рассказывает им о Репине, о бурлаках, а потом видит - рядовой отвлекся. Спрашивает его: "Товарищ солдат, о чем вы думаете? - О бабах. - А почему? - А я о них все время думаю". К чему это я: нашему знаку уже 8 лет. Мне никогда не говорили о его эротичности. Но если знак возбуждает все человеческое, воздействует на чувственную, эротическую область, то, значит, он работает", - улыбается Леонид Вайсберг.<BR><BR>Хорошо?<BR>По мнению апологетов логоэротики, позитивное воздействие "откровенных" знаков безусловно: "Дизайнер переходит границы дозволенного, стремясь всеми силами задержать внимание человека на максимально большой срок".<BR>Но прогрессивная теория пока еще не окончательно овладела массами. "Если серьезно, эротичные знаки, которые я видел, не вызывают у меня большого восторга. К примеру, логотипы ПСБ или универмага "Московский" графически довольно жесткие. Любой знак, во-первых, должен быть сделан симпатично с точки зрения дизайна, а уже во-вторых - вызывать какие-то ассоциации, в том числе эротические", - поведал арт-директор журнала "Мир Дизайна" Александр Линецкий.<BR>"Конечно, среди моих работ есть "Даная", но здесь эротика оправданна. Клиника с этим названием оказывает гинекологические услуги. Эротических примеров можно набрать кучу, но все они более случайны, чем преднамеренны", - уверен дизайнер-график фирмы Ultra Star Игорь Лопатин.<BR>"С моей точки зрения, такого направления в дизайне товарных знаков вообще нет. Знаковый эротизм уместен только для определенного вида услуг или товаров. Так, мы делали знак для московского секс-шопа - на нем был изображен котеночек с хвостом-трубой", - привел пример Сергей Леликов.