Система Бонус отвечает за тех, кого приручила

Программа для часто летающих пассажиров Frequent Flyer Programme (FFP) - непременный элемент западных авиакомпаний в тактике борьбы за клиента и один из самых сильных маркетинговых инструментов.

<BR><BR>Программа для часто летающих пассажиров Frequent Flyer Programme (FFP) - непременный элемент западных авиакомпаний в тактике борьбы за клиента и один из самых сильных маркетинговых инструментов. <BR>Теперь все чаще к этой заграничной идее приобщаются и россияне. Схема Бонус на Западе очень развита. Суть ее в том, что при полетах на той или иной авиакомпании клиент набирает очки (в соответствии с маршрутом и классом обслуживания), а по их сумме имеет право на скидки, повышение класса обслуживания или даже бесплатные билеты. Программы FFP, повсеместно распространенные за границей, до последнего времени в России были мало известны. Сейчас ситуация меняется. Менеджерам крупных фирм, которые по долгу службы летают часто, участие в программе скидок очень выгодно. Особенно когда за билеты платит компания, а бесплатный билет достается пассажиру.<BR><BR><B>Финны обожают скидки</B><BR>Авиакомпания SAS предлагает программу EuroBonus. Каждый раз при полетах на самолетах этой авиакомпании или рейсами партнеров (Lufthansa, Austrian Airlines Group, United Airlines и др.) клиент получает наградные очки, которые можно обменять на бесплатный авиабилет или услуги. Чем больше расстояние, тем больше очков зарабатывает клиент. В случае полета в бизнес-классе очки удваиваются. <BR> По словам PR-менеджера авиакомпании SAS Снежаны Ангеловой, в России в программе EuroBonus участвуют почти 6 тысяч человек - те, кто летает по крайней мере раз в год. В основном это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда. Для сравнения, в соседней Финляндии в программе EuroBonus участвуют 76 тысяч человек.<BR><BR><B>Выиграть приз</B><BR>Получать дивиденды от полетов предлагает также компания British Airways, организовав Executive Club для постоянных клиентов. Пассажиры получают очки за полеты не только на British Airways, но и на самолетах компаний-партнеров (LOT, Finnair, Malev, American Airlines). Как рассказывает менеджер по рекламе представительства компании British Airways в Санкт-Петербурге Инна Катюхина, в России 3100 членов клуба. На Западе участники бонусных программ иногда сталкиваются с тем, что на определенное число бесплатных билетов может и не оказаться. Однако, как считает Инна Катюхина, это не проблема: рейсов много, компаний-партнеров тоже немало, всегда есть из чего выбрать.<BR><BR><B>Национальный Бонус</B><BR>Программа "Аэрофлот Бонус" введена весной 1999 года. В схеме предусмотрено два вида баллов: основные и дополнительные. Основные баллы начисляются из расчета один балл за 1 километр, а дополнительные начисляются к количеству основных баллов из расчета 50% за полет в бизнес-классе и 100% - за полет в первом классе. Набранные за год баллы действительны в течение последующих 2 лет. Премии в программе стандартны: бесплатный авиабилет, повышение класса обслуживания на регулярных рейсах авиакомпании или дополнительные услуги.<BR>По словам Дмитрия Хазова, начальника отдела "Аэрофлот Бонус" департамента по маркетингу ОАО "Аэрофлот", сейчас в программе участвуют около 60 тысяч человек. К концу года "Аэрофлот" планирует увеличить число участников до 100 тысяч, а к концу следующего - до 500 тысяч.<BR>Компания сразу взяла курс на "состыковку" программы с западными FFP, например компании Air France. "Совместимость" FFP авиакомпаний была одним из важнейших пунктов соглашения о сотрудничестве "Аэрофлота" с Air France. Ведутся также переговоры о "состыковке" "Аэрофлот Бонус" с FFP компании Delta Air Lines.<BR> "Аэрофлот" и "Пулково" недавно подписали соглашение о комплексной программе сотрудничества. В качестве одного из вариантов совместной деятельности рассматриваются вопросы единого информационного пространства на базе системы "Габриэль" и подключения пассажиров "Пулково" к программе для часто летающих пассажиров "Аэрофлот Бонус".<BR>Собственную программу для часто летающих пассажиров давно разработала "Трансаэро". Система "Золотой купон" применяется на "Внуковских авиалиниях". В СНГ программы для часто летающих пассажиров имеют украинские перевозчики и прибалтийские авиакомпании. Свободную нишу подобных программ в России, наряду с авиакомпаниями, пытаются занять и агентства по продаже билетов. Так, компания "Аэроклуб" ввела одноименную программу, и пассажир собирал "мили" за полеты, совершенные по билетам, которые приобрел в "Аэроклубе" - независимо от авиакомпании, с которой летел.<BR>В России число участников FFP растет не так уж и быстро, участники программ не только не отличаются повышенной активностью, но и порой даже не понимают, как прибаляются баллы и бонусы. Так что для российского рынка наличие собственной FFP - пока вопрос лишь престижа авиакомпании.