Самолеты переходят на личности

При этом значительная часть авиавладельцев собственноручно пилотирует свои воздушные суда. Впрочем, в Петербурге почти все частные самолеты используются в основном для отдыха, а не для работы.

<BR><BR>При этом значительная часть авиавладельцев собственноручно пилотирует свои воздушные суда. Впрочем, в Петербурге почти все частные самолеты используются в основном для отдыха, а не для работы. <BR><BR><B>Почти даром</B><BR>Наиболее популярны среди любителей четырехместные самолеты ИЛ-103, ЯК-18Т или 12-местный АН-2 ("кукурузник"). Новый ИЛ-103 стоит около $190 тыс. Однако знатоки утверждают, что машины классов ИЛ-103 и ЯК-18Т в рабочем состоянии можно приобрести по цене среднего джипа - за $35-40 тыс. За $3-5 тыс. можно купить АН-2. Правда, чтобы летать на самолете такой стоимости, необходимо произвести его капитальный ремонт ($15 тыс.). Все эти машины имеют сертификат соответствия российскому стандарту. <BR>Новый самолет можно приобрести в конструкторском бюро или на авиапредприятии. Это будет вполне современная и надежная машина, но... не прошедшая положенную для всех вновь выпускаемых летательных аппаратов сертификацию. Предприятию-изготовителю выгоднее продавать любителям не сертифицированные самолеты. По некоторым оценкам, официальные сборы при сертификации самолета составят минимум $400 тыс.<BR>В принципе, можно переделать в самолет, например, автомобиль "Запорожец" и летать на нем. <BR>Если, конечно, удастся получить на него разовый сертификат (на 1 год).<BR>Можно купить и импортный авиатранспорт. Во многих странах понятия "списать самолет" не существует, в отличие от России, где по закону ИЛ-103 после 15 тыс. часов налета положено разрезать на металлолом. За рубежом каждый самолет оценивается индивидуально, в зависимости от целей, для которых он приобретается. К машинам для высшего пилотажа технические требования более высокие, и стоят такие самолеты, соответственно, дороже. <BR><BR><B>Дорогое удовольствие</B><BR>Процедура получения сертификата на импортный или самодельный летательный аппарат достаточно проста. Сначала самолет проходит испытание. Приезжают летчики-испытатели исследовательского института им. Громова (Москва), осматривают предложенный их вниманию аппарат на предмет наличия крыльев, мотора и системы управления. Затем поднимаются на нем в небо. И по итогам полета дают (или не дают) самолету разрешение на дальнейшие полеты. <BR>Стоимость испытаний оговаривается в каждом случае отдельно и зависит от степени риска, типа самолета, погоды, настроения испытателя и т.п. Эту процедуру необходимо повторять ежегодно. При этом во время эксплуатации самолет должен обслуживать только сертифицированный авиационно-технический персонал. <BR><BR><B>Пилоты</B><BR>Стать летчиком-любителем можно уже в 16 лет. В Петербурге на пилотов учат в научно-методическом комплексе Академии гражданской авиации ($3950). Обучение включает в себя 240 часов теории и 42 часа летной практики. Учат на самолетах ИЛ-103 и ЯК-18Т. <BR>Если впоследствии предполагается летать на импортном или самодельном самолете, то обучения в научно-методическом комплексе Академии гражданской авиации будет недостаточно. Нужно, чтобы владельца самолета научили летать именно на том типе самолета, который он приобрел. Это может сделать, например, летчик-испытатель. <BR>Пилот, окончивший курсы, может летать, катать на самолете семью или друзей, но не имеет права совершать коммерческие рейсы, например на АН-2. Для этого требуется гораздо более серьезный курс обучения (почти год) стоимостью $19 тыс. По словам начальника научно-методического комплекса Владимира Романенко, ежегодно на летчика-любителя обучается пять-шесть человек. <BR><BR><B>Аэродром</B><BR>Базой частных самолетов в Петербурге считается аэропорт авиапредприятия "Ржевка". Здесь базируются около 20 частных самолетов и вертолетов. По словам коммерческого директора аэродрома Александра Сапожникова, активно (примерно раз в неделю) летают семь-восемь машин. <BR>Хранятся самолеты на улице, стоимость этого сопоставима с оплатой открытой охраняемой автостоянки (900 руб. в месяц). Самолеты типа ЯК-18 открытого хранения не боятся. А вот четырехместные вертолеты Робинсон-44 ($55 тыс.) лучше хранить в ангаре (250 руб. в день). <BR>В принципе, можно построить аэродром, например, на даче. Для взлета ИЛу-103 достаточно 250 метров. Но для собственного аэродрома недостаточно построить лишь взлетно-посадочную полосу. По словам начальника отдела регулирования развития аэропортов и аэропортовой деятельности Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта РФ Юрия Ряписова, частный аэродром должен иметь все свойства большого аэропорта. Кроме того, полетом в обязательном порядке должна руководить диспетчерская служба. Она обязана обеспечивать воздушный коридор для самолета, предупредить войска ПВО, узнать прогноз погоды и т.п. <BR>В случае перевозки людей нужно организовать службу досмотра, которая будет проверять пассажиров на наличие предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте. Все аэродромы должны находиться на учете в Северо-Западном межрегиональном управлении воздушного транспорта РФ. "По нашим данным, на Северо-Западе частных аэропортов пока нет", - сказал Юрий Ряписов. <BR><BR><B>Опыт</B><BR>У ЗАО "Рима-Мото" собственный АН-2 появился 2 года назад. Машину купили специально для прыжков с парашютом. "В компании и среди наших друзей работает много любителей парашютного спорта. Летаем 2-3 раза в неделю. Порой в выходные на Ржевке, где мы прыгаем, собирается до 40 парашютистов", - рассказал заместитель начальника авиационного отдела ЗАО "Рима-Мото" Сергей Ткачев. По его словам, ежегодные затраты на содержание и эксплуатацию АН-2 составляют около $20 тыс. Самолет обслуживает собственная ремонтная бригада. <BR>Собственную авиакомпанию ЗАО "Роснефть-балтика" имеет Балтийская финансово-промышленная группа. В активе авиакомпании самолет бизнес-класса ЯК-40 и два вертолета МИ-8. По словам начальника летной службы ЗАО "Роснефть-балтика" Сергея Прокофьева, первоначально авиакомпания создавалась сугубо для корпоративных нужд. Удобства очевидны - например, до Новгорода ЯК-40 летит всего 30 минут. Самолет имеет все необходимые сертификаты для полетов на международных авиалиниях. <BR>В последнее время ЗАО "Роснефть-балтика" совершает и коммерческие рейсы. Например, самолетом ЯК-40 часто пользуется правительство Ленобласти, администрации Петербурга. По словам Сергея Прокофьева, теперь 60-70% полетов ЗАО "Роснефть-балтика" совершает на коммерческой основе. "Хотя, конечно, корпоративные нужды первичны", - констатирует Сергей Прокофьев. <BR><BR>Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. <BR>Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стояния воздушных судов.