Петербург первым пошел "по коммерческой части"

Бизнес-образование - отнюдь не изобретение XX века. Учить предпринимателей в России начали в декабре 1772 года.

<BR><BR>Бизнес-образование - отнюдь не изобретение XX века. Учить предпринимателей в России начали в декабре 1772 года.<BR>Первое коммерческое училище было открыто с высочайшего позволения Екатерины II. Исторические источники называют учебное заведение петербургским, несмотря на то что первоначально оно существовало при Воспитательном доме... в Москве. Парадокса здесь никакого нет: в Москве училище просуществовало очень непродолжительное время. И главное - с самого начала здесь учились практически одни петербуржцы: московские купцы категорически не желали отдавать своих детей на воспитание и обучение. В результате первые 17 учеников были присланы из Северной столицы.<BR><BR><B>Дюжина бухгалтеров</B><BR>В России не до всего первым додумался Петр I. Во время его правления купеческие дети продолжали обучаться грамоте и счету у приходского духовенства (или не учились вовсе).<BR>Первый исторический документ, посвященный обучению коммерсантов, вышел в 1740 году из-под пера президента Коммерц-коллегии барона Карла-Людвига фон Менгдена. Правда, барон не собирался открывать новые учебные заведения, а всего лишь рекомендовал "командировать четырех воспитанников, окончивших кадетский корпус, в Коммерц-коллегию для изучения всего, имеющего отношение к коммерции".<BR>Много лет спустя за осуществление идеи взялись секретарь Екатерины II Иван Бецкой и купец Прокопий Демидов. Первый вложил интеллектуальный капитал, второй - обычный. Говорят, мысль о создании училища возникла в голове Демидова при поездке в Германию и Австрию, где подобные заведения уже существовали. Иван Бецкой, "пользуясь служебным положением", представил проект императрице. Екатерина отнеслась к проекту благожелательно: необходимо "воспитать новую породу людей и удовлетворить потребности купеческого сословия".<BR>Однако "новая порода" воспитывалась плохо. Когда в 1796 году престол занял Павел I, его супруга Мария Федоровна проинспектировала училище и осталась крайне недовольна: "За 25 лет существования мы должны были уже иметь учеников, соответствующих ожиданиям основателя, но, за исключением дюжины бухгалтеров, остальные затерялись в массе писцов и тому подобных мелких служащих".<BR>Среди причин такого упадка расстроенная императрица называла слишком ранний возраст приема (6 лет), долговременный срок обучения (15 лет), дороговизну, плохое управление училищем и, наконец, его нахождение в Москве. В Москве в то время отсутствовали иностранная торговля и морской порт, а значит, и возможность приобретения практических сведений о мореплавании, купеческой гавани и таможне. В результате коммерческое училище переехало в Петербург. С этого времени Мария Федоровна взяла коммерческое училище под свое особое покровительство и ежегодно выделяла на его содержание 3 тыс. руб. из собственных сумм.<BR><BR><B>Купцы поневоле</B><BR>Закончив курс, большинство выпускников почему -то не стремились организовать собственное дело, а старались устроиться на престижную государственную службу. Государство, в свою очередь, этому всеми силами препятствовало: ему нужны были образованные купцы. Поэтому правительство отсекало дипломированным купцам все пути к отступлению. Например, с 1801 года родители воспитанников давали письменное обязательство, "что сыновья наши и родственники... навсегда посвятят себя какой-либо отрасли торговли". Но подпиской "о невыезде" дело не ограничивалось: аттестаты выпускникам училища выдавали только через 3 года службы в купеческих конторах.<BR>Послабления со стороны правительства были весьма редки - лишь единицам разрешалось поступать в университет и на госслужбу: в бухгалтерию или службу по казенным сборам. Только в 1822 году участь купцов была облегчена. Отныне воспитанники имели право поступить на государственную службу после 10 лет коммерческой деятельности. Желающих оказалось много. Например, купец Иванов, закончивший учебу в 1791 году, ушел из коммерции, чтобы служить государству, через 44 года.<BR>Чтобы поднять престиж "марки", правительство всячески стимулировало желание родителей отдать своих чад в коммерческое училище - учреждало стипендии и различные награды, а большая часть обучающихся были на содержании училища. Количество стимулов перешло в качество только во второй половине XIX века. Училище обрело популярность. Спрос на коммерческое образование объяснялся в том числе и отсутствием конкуренции: до начала 1880-х годов в Петербурге больше не было коммерческих учебных заведений.<BR><BR><B>Спецпредметы</B><BR>Учебные планы училища свидетельствуют - в первые годы существования учебного заведения здесь обучали не столько коммерции, сколько общеобразовательным предметам. Но бухгалтерия в расписании уроков все же наличествовала. При участии Марии Федоровны в программу добавились история торговли и навигации, познание торговли и товаров, коммерция (дисциплина включала изучение основ экономики и юриспруденции), практические занятия по бухгалтерии и др. Количество спецпредметов еще более умножилось при принце Ольденбургском, который курировал училище с 1841 по 1894 год. В конце 1890-х годов в училище открылись дополнительные спецклассы. Здесь будущие счетчики, конторские служащие и приказчики обучались бухгалтерии, коммерческой корреспонденции и коммерческой географии. В спецклассы принимали тех, кто окончил полный курс училища, или получившие образование в других коммерческо-экономических заведениях. <BR>В годы расцвета из стен коммерческого училища ежегодно выходили 150-200 новоиспеченных предпринимателей. После выпуска молодые коммерсанты получали свидетельство об окончании заведения. В нем были и подробные приметы владельца.<BR><BR><B>Больше расходов</B><BR>Основатели коммерческого училища планировали, что здесь будет воспитываться 100 мальчиков из купеческого и мещанского сословий. Социальная принадлежность воспитанников действительно не менялась на протяжении десятилетий. А вот бюджет училища год от года возрастал. Купец Демидов выделил на содержание первых учеников 205 тыс. руб. ассигнациями. При Марии Федоровне этот капитал возрос до 116 тыс. серебром. Перед смертью императрица не только благословила училище иконой, но и оставила ему 13 тыс. руб.<BR>Расходы на содержание учебного заведения росли в геометрической прогрессии: если в 1801 году они составляли 29.836 руб., то в 1861 году - уже 388.570 руб.<BR>Но денег на купеческие знания не жалели. Когда разросшемуся училищу стало тесно в старом доме на углу Загородного проспекта и Чернышева переулка, за 250 тыс. руб. было построено новое здание здесь же, на Загородном. Несмотря на подобные траты, доходы училища все равно превышали расходы. На "излишки" были построены баня для воспитанников и паровая прачечная, газовое освещение заменили более дешевым электрическим, построили 5-этажный доходный дом и др. Стоимость движимого и недвижимого имущества, принадлежащего коммерческому училищу, к началу XX века составляла 2 млн руб., а благотворительные капиталы - 835.148 руб.(В.К.)