00:0011 октября 200000:00
23просмотров
00:0011 октября 2000
Завтра, 12 октября, в Москве президиум Госсовета России обсудит проект Указа Президента о восстановлении Федеральной службы лесного хозяйства.
<BR><BR>Завтра, 12 октября, в Москве президиум Госсовета России обсудит проект Указа Президента о восстановлении Федеральной службы лесного хозяйства.<BR>В мае 2000 года Указом Президента РФ №867 Федеральная служба лесного хозяйства была упразднена и включена как подразделение в Министерство природных ресурсов РФ. <BR>Руководство Министерства природных ресурсов настаивает на сохранении существующей системы. А ряд губернаторов Северо-Запада - на том, что нужно сохранить систему управления лесами, действовавшую последние годы. Если региональные власти не смогут добиться восстановления самостоятельности Федеральной службы лесного хозяйства, то они потеряют возможность влиять на лесопромышленников региона и деньги от лесопользования.<BR><BR><B>Из виртуального в реальное</B><BR>Настойчивость губернаторов в деле сохранения старой системы объясняется просто. <BR>До этого процесс управления лесами (он включает лицензирование, выделение наиболее "лакомых" массивов леса и прочее) находился под контролем региональных служб управления лесами. Руководители служб назначались при согласовании с губернаторами и в конце концов были им подконтрольны. <BR>Если Федеральная служба лесного хозяйства войдет в состав Минприроды не только де-юре, но и де-факто, то губернаторы попросту не смогут иметь своего человека в "лесном деле".<BR>После принятия в 1997 году Лесного кодекса районные администрации оказались фактически лишены возможности контролировать эксплуатацию лесов и пополнять за счет этого свои бюджеты. Древесина, выделяемая для нужд местного населения, - это все, чем они сегодня могут распоряжаться. Региональные власти опасаются, что после ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства они могут быть отлучены от лесного фонда.<BR><BR><B>Остаточный принцип</B><BR>"Старая система была лучше, - говорит Олег Арминен, финансовый директор ОАО "Сегежский ЦБК". - Финансирование деятельности Федеральной лесной службы раньше велось по отдельной строке. А если она войдет в Минприроды, финансирование пойдет по остаточному принципу. Выделять деньги для "лесных милиционеров" на экологические мероприятия в лесах, их восстановление и многое другое должны будут региональные бюджеты. Для предприятий последствия окажутся иными: региональные администрации вынуждены будут переложить финансовую нагрузку на реальных производителей, лесозаготовителей, лесопереработчиков. Затем это коснется и ЦБК". <BR>Часть представителей лесопромышленного бизнеса вообще не высказывает особого беспокойства. "Если лесники войдут в состав Минприроды, это ничего не изменит. Как рубили, так и будем рубить. Выданные ранее лицензии и договоры на аренду леса останутся в силе, так как и законы обратной силы не имеют. Единственное, что может случиться, - увеличатся сроки прохождения различной разрешительной документации. Придут новые люди, документооборот будет бюрократизирован", - говорит заместитель начальника производственного отдела ОАО "Корпорация Вологдалеспром" Анатолий Зелененко.<BR>Советник министра природных ресурсов России, президент ЗАО "Лесная биржа" Андрей Нелидов так прокомментировал возможные изменения в системе управления лесами страны: "Создание единого Министерства природных ресурсов целесообразно. Но только в случае, если в ведении Минприроды будут функции и контроль за лесохозяйственной и лесопромышленной деятельностью. Каждый из замов начнет тянуть одеяло на себя, а в целом управление лесами России будет сбалансированным, поскольку министр как арбитр станет принимать взвешенные решения".<BR>Другой точки зрения придерживаются лесопромышленники Вологодской области, губернатор которой настаивает на возвращении к прежней системе. По мнению руководителя Управления лесами Вологодской области Николая Неволина, передача Минприроды РФ функции по управлению и распределению лесосечного фонда приведет к хищническим вырубкам. "Во всяком случае для Вологодской области Министерство природных ресурсов РФ не определило стратегию развития отрасли. Так что на многие вопросы ответа пока нет, - говорит Николай Неволин. - Для региона бережное отношение к лесу и постоянное возобновление лесосечного фонда имеет принципиальное значение: каждый третий житель Вологодчины так или иначе связан с этой сферой. Лесозаготовка и лесопереработка дают 12% внутреннего валового продукта". <BR><BR>Вячеслав Позгалев, губернатор Вологодской области:<BR>"Президент поручил мне подготовить аргументы в пользу сохранения системы управления лесами и пригласить в Кремль руководителей нескольких лесных регионов России. В рабочую группу вошли главы Вологодской области, Хабаровского края, республик Карелия и Коми. Группа подготовила предложение по корректировке ранее принятого Президентом решения о ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства РФ. Заседание группы Госсовета РФ по реформированию управления лесами прошло 5 октября в администрации Президента. Единогласно был принят проект постановления о восстановлении Министерства лесного хозяйства России. Рассматривается несколько вариантов сохранения системы управления лесным комплексом страны. Один из них - отмена Указа Президента. Второй - самый мягкий - создание отдельного юридического лица в составе Министерства природных ресурсов России, департамента лесного хозяйства с особым статусом". <BR><BR><B>Формы и методы незаконных рубок в России </B><BR><B>А. Самовольные вырубки</B><BR>- Местным населением для собственных нужд; <BR>- Гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины; <BR>- Компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами; <BR>- Поверх официально законченных выборочных рубок, в том числе официально обнаруженных и остановленных "самоволок".<BR><BR><B>Б. Незаконные рубки при наличии разрешительных документов </B><BR>- Выдача разрешений на рубки леса в участках, где это запрещено либо не предусмотрено действующим законодательством; <BR>- Выдача разрешений на ведение лесозаготовок с нарушением действующих правил лесопользования; <BR>- Внесение заказных изменений в лесохозяйственную документацию, позволяющих по формальному признаку проведение рубок, запрещенных до внесения таких изменений; <BR>- Заказное лесоустройство; <BR>- Рубки леса, осуществляемые с грубыми нарушениями действующего законодательства.