Праздник приобретает престиж

Народу праздники не нужны. Такой вывод можно сделать, если сравнить расходы и доходы от проведения массовых уличных мероприятий.

<BR><BR>Народу праздники не нужны. Такой вывод можно сделать, если сравнить расходы и доходы от проведения массовых уличных мероприятий.<BR>Между тем уличные праздники в Петербурге вполне могут стать одной из основных доходных статей городского бюджета. Как считают специалисты по организации массовых уличных мероприятий, больших денежных вложений для этого и не требуется: нужны хорошие менеджеры, интересная идея и интригующий ритуал. <BR><BR><B>Меню</B><BR>В официальном "праздничном перечне" Петербурга числится 34 праздника и памятных дат. В него входят и Новый год, и День города, и дата начала блокады. Это праздники, числящиеся на "балансе" городского бюджета. Периодически горожан завлекают на торжества, устраиваемые корпорациями, - фестивали мороженого, пива, бега и т.д. Затрат они требуют немалых: пивные компании "сбрасываются" на свой фестиваль в среднем по $30 тыс., а ОАО "Петрохолод", проводившее последний фестиваль мороженого практически единолично, затратило на него около $40 тыс. (см. "ДП" №126, 139/2000). <BR>Чтобы праздник принес прибыль, нужны помимо зрелищ традиции, поскольку доход организаторов прямо пропорционален количеству посетивших праздник людей. "У зрелища должен быть свой ритуал, и оно должно повторяться из года в год. Из этих соображений мы не стали отказываться от проведения Царскосельского карнавала в прошлом году, несмотря на финансовые сложности, - говорит Игорь Гаврюшкин, директор СПб ГУ "Царскосельский фонд развития культуры". - В следующем году карнавал будет проходить уже седьмой раз, но только сейчас мы вышли на самоокупаемость - до этого праздник был убыточным". <BR><BR><B>Калькуляция</B><BR>Примеров экономически удачной эксплуатации тяги населения к зрелищам множество, если иметь в виду опыт западных стран. К примеру, Кельнский карнавал ежегодно приносит городской казне порядка DEM50 млн; театральный фестиваль во французском городе Авиньоне становится фундаментом для формирования муниципального бюджета; "Парад роз" с участием голливудских звезд - один из основных финансовых источников для города Пасадена. <BR>"Петербургские городские праздники тоже не убыточны, - уверен Игорь Гаврюшкин. - Просто никто никогда не рассматривал их с точки зрения прибыльности". "Отдельной статьи по налогообложению городских празднеств не существует, поэтому прибыль подсчитать сложно. Безусловно, она есть - за счет увеличения объемов продаж (сувениров, продуктов питания и т.п.), что, в свою очередь, увеличивает налоговые отчисления, но отдельных подсчетов никто не ведет", - прокомментировали в пресс-центре Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Петербургу.<BR><BR><B>Кухня</B><BR>"Чтобы компании, финансирующие праздник, реализовали на нем своего товара на большую, чем затраты, сумму, у населения должна быть высокая покупательная способность. На одних шариках и мороженом затраты не окупить", - считает главный специалист Комитета по культуре администрации Петербурга Марина Меркурьева. Однообразное "меню" городских торжеств Марина Меркурьева объясняет отсутствием у горожан энтузиазма. <BR>"Праздничные доходы" складываются не только от продаж неких атрибутов праздника, но и от работы всей обслуживающей торжество инфраструктуры. "Уолт Дисней, вложив огромные капиталы в Диснейленд, обнаружил, что основную прибыль получают владельцы гостиниц и ресторанов, ни цента не потратившие на постройку Диснейленда. Тогда он создал новый проект, где ему принадлежал уже весь гостинично-ресторанный комплекс", - приводит пример доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды Санкт-Петербургского электротехнического университета, преподаватель основ теории инженерного творчества Игорь Захаров. "Ошибку Диснея" в какой-то степени попыталось исправить в этом году ОАО "Петрохолод": на 3-м фестивале мороженого, как сообщили в отделе рекламы и маркетинга компании, даже шары и игрушки продавали сотрудники ОАО.<BR><BR><B>Секрет кулинара</B><BR>"Первый из типичных промахов организаторов городского праздника - большинство населения не знает, как связан, например, тот же День города с историей Петербурга. Далее: праздник нигде не рекламируется, не отмечен ни в одном календаре. Никто не знает, что именно будет происходить на этом празднике, - перечисляет Игорь Захаров. - Пришедшим часто отводится роль пассивных наблюдателей зрелища. Поэтому вполне объяснимо нежелание бизнесменов финансировать праздник, который малопосещаем, рекламно не подготовлен и приносит прямой убыток". <BR>Если проанализировать удачно организованные зрелища, окажется, что существует универсальный рецепт, как "испечь вкусный праздник". "Организатору праздника необходимо прежде всего ответить на вопрос: а почему люди должны прийти туда? Как их возвысит в их собственных глазах участие в нем, в чем престиж этого праздника? На праздник должны наслаиваться новые цели: недостаточно просто напиться пива, - говорит Игорь Захаров. - Празднику нужен ритуал, некая связь с событиями прошлого, он должен опираться на фундамент истории и культуры".