Авиабилеты похожи на нижнее белье - право потребителя вернуть товар сильно ограничено

Конкуренция на рынке внутренних авиаперевозок пока развивается исключительно за счет ценового фактора. Сервис и удобство пассажира авиакомпании не спешат ставить "во главу угла".

<BR><BR>Конкуренция на рынке внутренних авиаперевозок пока развивается исключительно за счет ценового фактора. Сервис и удобство пассажира авиакомпании не спешат ставить "во главу угла".<BR>Проблема усугубляется ростом числа субъектов рынка авиаперевозок. Если в былые годы пассажир сталкивался лишь с Агентством воздушных сообщений и Аэрофлотом, то теперь на рынке действуют десятки авиакомпаний и сотни агентств по продаже авиабилетов. И хотя существует единая российская система бронирования и продажи авиабилетов, сдать купленный билет можно только в том агентстве, где он был куплен. А если вам надо сдать обратный билет в другом городе? Скорее всего, это сделать не удастся.<BR>Продавцы билетов обвиняют во всем авиакомпании. Представители авиакомпаний ссылаются на объективные трудности и признают, что пока их волнует куда более серьезная проблема: как выжить?<BR><BR>Татьяна Вершинина, генеральный представитель авиакомпании "Трансаэро" в Петербурге:<BR>"Между всеми перевозчиками существует договоренность: билет должен возвращаться именно в том городе и в ту кассу, где он был куплен. Например, если купить билет в одной из касс Центрального агентства воздушных сообщений, то никто в "Пулково" его обратно не примет. <BR>Возможно, здесь есть некоторые неудобства для клиентов, но система отношений между агентствами по продаже авиабилетов и перевозчиками слишком сложна. Если, например, наша авиакомпания продаст в кассе билет другой компании, мы обязаны перед этой компанией за продажу отчитаться. При возврате билета эта отчетность нарушается". <BR><BR>Жанна Ямпольская, заместитель генерального директора ЗАО "Индивидуальный туристический сервис":<BR>"В проблеме возврата билетов виноваты авиакомпании, которые предъявляют жесткие требования по продаже и возврату билетов. И только в их силах решить этот вопрос. <BR>Западные авиакомпании в случаях транзитных рейсов, задержки стыковочного рейса или по другим причинам предоставляют возможность воспользоваться тем же билетом для полета рейсом другой авиакомпании. К сожалению, к нашим авиакомпаниям это не относится. <BR>С российскими авиаперевозчиками возникает еще одна трудность. Если лететь, например, из Петербурга в Москву, а рейс "Пулково" задерживается, вас никогда не посадят на самолет "Аэрофлота", как бы удобно это ни было. Разумеется, это справедливо и в обратной ситуации. Я считаю, что руководители авиакомпаний могут и должны договориться и решить эту проблему - в своих же интересах и в интересах клиентов. <BR>Во всем мире между авиакомпаниями существуют договоренности по таким вопросам. Например, если пассажир не успевает на рейс авиакомпании KLM из Амстердама в Петербург, он без особых проблем попадет на рейс компании SAS или другой. Они просто осуществляют взаиморасчеты, это выгодно обоим. Такая система была бы возможна и у нас, если бы авиакомпании не отстаивали столь ревностно свои права".<BR><BR>Наталья Швойницкая, менеджер отдела бронирования авиабилетов ООО "Калипсо - мир путешествий":<BR>"На Западе, если пассажир хочет сдать билет по вине авиакомпании, ему обязаны бесплатно помочь, так как дорожат своей репутацией. Если клиент сам передумал лететь, то вполне справедливо отправлять его в то агентство, где билет был куплен, так как цену билета знает только агентство. Теоретически наладить систему, наверное, возможно. Для этого надо разработать единые тарифы и правила к ним, то есть необходимо глобальное решение проблемы". <BR><BR>Сергей Хохлов, директор ЗАО "Фирма "Аватара":<BR>"Все проблемы со сдачей билетов связаны с правилами, которые устанавливают перевозчики. Существуют разные бланки выписки, и каждая компания ведет их строгую отчетность. Билет является бланком строгой отчетности. По правилам, сдать у нас билет, который куплен в другом агентстве, например на рейс "Пулково", невозможно. Конечно, это очень неудобно для всех клиентов. Такая же проблема возникает при желании пассажира сдать билет в другом городе. <BR>В принципе, компьютерная сеть существует, по ней видно, что билет куплен. Например, агентство заплатило $200 за бланк, продало билет за $250, деньги, за вычетом комиссии, переводятся "Пулково". Если человек решает сдать билет в другом городе, то другое агентство должно вернуть клиенту деньги из своих средств. Было бы очень хорошо разработать единую систему зачета. Сейчас "Пулково" заключает договоры с западными компаниями, но применяется такое количество условностей, разных тарифов и ограничений при сдаче билетов, что это ставит под сомнение возможность создания единой схемы. <BR>Отдельным препятствием является отсутствие универсальных бланков. Сейчас все компании имеют различные бланки, их очень много, и это не позволяет свободно сдавать билеты, так как они все отличаются друг от друга".<BR><BR>Станислав Секретев, начальник отдела продаж перевозок ГУАП "Пулково":<BR> "Конечно, вопрос сдачи билета очень больной, в первую очередь для пассажиров. Обусловлено это тем, что на "авиационном" рынке действует очень много компаний, которые производят продажу билетов как на собственных, так и на унифицированных бланках. Но эти бланки отличаются друг от друга. Если пассажир купил билет в кассе, агентство перечисляет выручку непосредственно авиакомпании и в случае возврата билета с ней рассчитывается. А если пассажир пойдет в другую кассу, она, может, даже не является агентом этой авиакомпании и, соответственно, никакие расчеты с ней не ведет. <BR>Как и на Западе, в исключительных случаях возможна сдача билета в кассу другой авиакомпании. В соответствии с воздушным кодексом, необходимо условно подразделять: либо пассажир сам отказывается от перевозки, либо ему перевозчик отказывает по какой-то причине, то есть добровольный или вынужденный возврат. Если "вынужденный" возврат оформлен на унифицированных бланках, бланках транспортно-кредитной палаты, то агентство, аккредитованное при этой палате, не вправе отказывать пассажиру. Таким образом, по этому билету он может полететь на рейсе другой авиакомпании, и в этом случае подходит любая касса, которая имеет аккредитацию транспортного кредитования.<BR>Если билет необходимо сдать в другом городе, это возможно и при "добровольной" сдаче. Я не могу отвечать за другие авиакомпании, но у авиапредприятия "Пулково" есть возможность принять билет здесь в наших собственных кассах, то есть если человек не может вернуться в тот город, где он был приобретен. Однако для этого необходимо время.<BR>Я не считаю, что на Западе эта проблема решена, у них билет сдать не намного легче. <BR>Но для нас эта проблема не особенно актуальна. Для нас главное - выжить в рыночных условиях".<BR>(Д.Р.)