Рынок мобильной связи оживился

Прошли времена, когда расстановка сил и весовых категорий операторов делала их похожими на трех богатырей с картины художника Васнецова - каждый на своем месте, на своем коне и при своем оружии.

<BR><BR>Прошли времена, когда расстановка сил и весовых категорий операторов делала их похожими на трех богатырей с картины художника Васнецова - каждый на своем месте, на своем коне и при своем оружии. <BR>И хотя говорить о глобальных изменениях, даже с учетом возможного скорого выхода на рынок нового игрока в лице компании "Телеком XXI", не приходится, но возрастающая динамичность рынка - это факт.<BR>Общая емкость рынка возросла на 27% и составляет около $13,75 млн в месяц и, соответственно, $165 млн в год. Это без учета прироста, который к концу года, по единодушному мнению, составит от 0,5 до 1,5%.<BR>Хотя назвать емкость рынка в денежном эквиваленте не смог (или не захотел) ни один из опрошенных Giraffe игроков, она вычисляется исходя из простой формулы: количество абонентов (их, по общему мнению игроков рынка, около 275 тыс.) умножить на $50 (средняя цифра расходов для абонента в месяц).<BR><BR><B>Выход на массовку</B><BR>Основной причиной оживления рынка стало то, что он в Петербурге перешагнул черту, за которой начинается mass-market - "массовый рынок". По зарубежному опыту, эта черта находится на уровне 4% проникновения.<BR>"Мы хорошо почувствовали именно массовость рынка. Для примера: количество ежедневно подключающихся абонентов в сентябре у нас в 2-3 раза выше, чем в августе", - говорит пресс-секретарь компании "Северо-Западный GSM" Алексей Ионов.<BR>Переход к массовому рынку не стал ни для кого неожиданностью. Первая половина 2000 года для всех компаний была в основном удачной. <BR>"С начала 2000 года ЗАО "Дельта Телеком" уверенно начала набирать абонентов. Это может показаться неожиданным и даже странным, так как впервые за 5 лет "Северо- Западный GSM" снизил тарифы. Мы провели исследование рынка, которое показало, что за последнее время наша рыночная доля по крайней мере не уменьшилась, что является отрадным фактом", - комментирует директор по маркетингу компании ЗАО "Дельта Телеком" Дмитрий Шкенев.<BR>Если говорить про Fora Сommunications, то руководители компании считают, что она возрождается. "На рубеже этих лет произошла определенная переориентация компании. Прошлый год был достаточно тяжелым - очень сильное сокращение абонентской базы, невозможность финансовых вложений. Но в конце года начались изменения: прежде всего, поменялось отношение акционеров к компании - ей стали уделять больше внимания, и, как следствие, с января и практически до сегодняшнего дня вдвое увеличена абонентская база. Поэтому можно с точностью говорить о том, что последствия кризиса преодолены, более того - изменилось наше положение на рынке. Мы считаем, что по некоторым параметрам, в частности, по количеству абонентов с городскими номерами, мы вышли на вторую позицию", - говорит заместитель генерального директора компании Эльдар Разроев.<BR>В общем-то, даже технические проблемы компании, появившиеся в последние 2 недели, можно рассматривать как некий "позитивный" аспект, если принять во внимание то, что причиной этому послужила перегрузка сети, связанная с сезонным наплывом абонентов.<BR><BR><B>Сдержанное спокойствие</B><BR>Появление конкурента в сотовой связи не особенно волнует остальные компании, по крайней мере внешне. "Мы работаем в иных сегментах, чем "Северо-Западный GSM", поэтому основную конкуренцию новый игрок будет составлять именно им", - отмечает Эльдар Разроев.<BR>Представители "Северо-Западного GSM" абсолютно спокойны: "Мы считаем их конкурентами, как и других операторов, но особого волнения появление нового игрока не вызывает. У нас есть четко разработанная стратегия для действий в той или иной рыночной ситуации".<BR>С другой стороны, сам по себе выход на массовый рынок заставляет проводить довольно активную маркетинговую политику, а появление конкурента может лишь обострить борьбу. "У нас конкуренции как таковой нет по двум причинам, - говорит Эльдар Разроев. - Во-первых, наш рынок сильно монополизирован, только Fora из реально действующих компаний не находится в системе "Телекоминвест". Фактически конкуренция идет между Fora и "Телекоминвест", но это только то, что находится на поверхности. "Подводная часть" состоит в том, что условия конкуренции диктует себестоимость услуг. И если себестоимость низкая - есть конкуренция, при высокой себестоимости говорить об этом не приходится, так как борьба ведется в основном в ценовом диапазоне. Себестоимость сотовых операторов достаточно высока, и не по их вине", - объясняет он.<BR><BR><B>Ловись абонент, большой и маленький</B><BR>Среди общих тенденций развития рынка связи можно выделить несколько основных моментов.<BR>Во-первых, возрастающую маркетинговую активность компаний. Например, в следующем месяце каждый абонент, подключающийся к ЗАО "Дельта Телеком" по любому из существующих тарифов, а также абоненты, пользующиеся стационарными станциями, получают 100 локальных минут бесплатно в течение последующих 2 месяцев со дня подключения.<BR>Fora Communications также движется в этом направлении. По словам Эльдара Разроева, сейчас основные усилия фирмы направлены на активизацию маркетинговой деятельности. "Активно проводится техническая модернизация сети, это позволит реализовать маркетинговый потенциал компании, опираясь на новые услуги, новое качество связи. Уже сейчас развернута достаточно активная рекламная компания, и это только первый шаг", - говорит он.<BR>Алексей Ионов отказался говорить о каких-либо планах компании. Однако, по данным ИАГ Giraffe, на состоявшемся 21 сентября 2000 года совете директоров компании "Северо-Западный GSM" было принято решение о внедрении в 2001 году системы предоставления предоплаченных услуг (pre-paid).<BR>Данный шаг фирмы в первую очередь ориентирован на привлечение абонентов, которые могут позволить себе тратить на мобильную связь не более $15-20 в месяц. Общее направление развития компании обозначено как "массовому рынку - массовые технологии".<BR><BR><B>Интернет везде поспел</B><BR>Вторая тенденция: выход на первое место информационной поддержки абонентов и развитие Интернет-сервиса.<BR>Дмитрий Шкенев говорит: "Создается впечатление, что сейчас операторы пытаются внедрить несколько технологий, так или иначе готовых к реализации. Речь идет об информационных услугах, Интернете. Операторы ждут - кто же первый решит вложить в это средства. Те технологии, которые сейчас существуют, еще до конца не опробованы в равной степени ни на Западе, ни в России. Поэтому ситуация на рынке достаточно сложная. С одной стороны, страшно вкладывать средства в услуги, когда не знаешь, какой отзыв это получит на рынке, с другой стороны - кто-то может первый выйти на рынок и монополизировать его. И еще я могу сказать, что до конца года мы планируем провести несколько акций. Первая из них касается определенной сервисной поддержки наших абонентов через Интернет. Что касается второй, то она будет связана с оплатой наших услуг, и не столько с ценами, сколько с технологией вопроса".<BR>"Сейчас мы достаточно большие усилия направляем на развитие информационной поддержки абонентов. То, в каком виде эти услуги существуют сейчас, нас не устраивает. Мы пытаемся их обобщить и сделать более удобными и привлекательными. Хочется продавать не просто услуги связи, а некий их набор. Кроме того, мы решили немного дифференцировать свой бизнес и активно занялись IP-телефонией. Уже в октябре наши абоненты смогут пользоваться услугами IP-телефонии, что позволит им существенно экономить на междугородних переговорах. Также мы собираемся развивать ряд других Интернет-сервисов. Появится развернутая панель услуг, в том числе и телекоммуникационных", - говорит Эльдар Разроев.<BR>"Сейчас мы активно занимаемся информационными услугами (информация о курсах валюты, разводе мостов, погоде). Мы расширяем эту услугу, добавляя новые информационные каналы. Также будем переводить эти услуги на другую транспортную среду. На них можно будет подписаться через SMS", - поделился планами компании Алексей Ионов.<BR><BR><B>Регионы побоку</B><BR>И, наконец, третья особенность рынка состоит в том, что петербургские компании не планируют продвижение в регионы. Это с большой долей вероятности объясняется нежеланием распылять средства и силы, в то время когда ситуация на основном рынке может обостриться в любой момент.<BR>Что касается экспансии из других регионов, например Москвы, это возможно, но, по общему мнению, не ранее чем через 1,5-2 года. "Спустя какое-то время рост абонентских баз приведет к той ситуации, которая сложилась в Москве. Но я не думаю, что это произойдет в одночасье. И вряд ли это будет в следующем году", - говорит Дмитрий Шкенев.