Малый бизнес защищают большими средствами

Участники круглого стола

<BR><BR><B>Участники круглого стола </B><BR>Александр Стуглев - генеральный директор ООО "Выставки. Семинары. Бизнес"<BR>Игорь Фомин - генеральный директор некоммерческого партнерства "Северо-Западный страховой Альянс"<BR><B>Сергей Федоров - президент Ассоциации частных предпринимателей г. Петербурга</B><BR><B>Сергей Баланев - генеральный директор Петербургского фонда развития бизнеса</B><BR><B>Александр Чистосердов - президент Петербургской торгово-промышленной палаты</B><BR><B>Роман Пастухов - президент Петербургского союза предпринимателей </B><BR><B>Олег Кутмин - советник президента Петербургского союза предпринимателей</B><BR><B>Алла Охота - помощник президента Петербургского союза предпринимателей</B><BR>Светлана Сивец - генеральный директор ООО "Институт управления подготовки и персонала "Соинформ"<BR><B>Олег Смирнов - директор по развитию Северо-Западной ассоциации кредитных союзов</B><BR><B>Виктор Афанасенко - директор Торгово-промышленной палаты города Пушкина</B><BR>Сузан Штефани Вебер - казначей ЗАО "Стефановка"<BR>Сергей Орлов - генеральный директор ООО "Торгово-промышленная группа "Олимп"<BR><BR>Выгодный бизнес малого предприятия рано или поздно становится объектом пристального внимания более крупного участника рынка. <BR>Появляется опасность, что, поддавшись давлению сильной компании, владельцы малой фирмы потеряют свой бизнес. Этой проблеме был посвящен круглый стол "Делового Петербурга", который прошел в рамках выставки "Малый бизнес. Технология успеха". <BR><BR>Сергей Федоров:<BR>"Захваты предприятий бывают жесткими. Сбиваются замки, выставляется охрана, директоров не пускают на свои предприятия. Чтобы удержать свой бизнес в руках, ответные действия должны быть точно такими же жесткими. Консенсус может быть достигнут, если есть хорошие связи, в том числе в правоохранительных органах. <BR>В конкретном случае, о котором я говорю, была нанята вооруженная милицейская охрана. Когда те, кто попытался захватить предприятие, уехали отдохнуть в Швейцарию, были сбиты замки, выставлены милиционеры. В итоге через 2 месяца было заключено соглашение к общей радости: и того, кто захватывал, и того, кто сопротивлялся". <BR><BR>Олег Смирнов: <BR>"Наша ассоциация - это политическая организация, которая занимается издательской деятельностью. За счет этих денег мы проводили семинары, конференции. Представители правительства Ленобласти, решив, что это прибыльный бизнес, отобрали оборудование у ассоциации, и сейчас мы не имеем денежных поступлений, достаточных, чтобы развиваться. Но это не значит, что мы прекратили работать. Идеологию убить невозможно". <BR><BR>Александр Стуглев:<BR>"Была строительная компания, у которой единственным поставщиком сырья был крупный холдинг. Однажды в холдинге сказали строителям, что, если вы хотите в дальнейшем получать от нас сырье, вы должны отдать нам 51% своих акций, остальные 49% вы можете оставить себе. Единственный способ бороться в этом случае - не продолжать этот бизнес. И тогда, естественно, холдингу придется начинать все снова. Вы при наличии каких-то ресурсов можете найти другого поставщика и другие технологии в этой же сфере". <BR><BR>- Кто виноват?<BR><BR>Сергей Федоров: <BR>"Наиболее частая ошибка - это ошибка финансовая. Если человек берет деньги в долг, не может вовремя их вернуть, то поглощение более крупной компанией не только неизбежно, но и правомерно". <BR><BR>Игорь Фомин: <BR>"С позиции "хорошо - плохо" нельзя однозначно оценить факт поглощения малого бизнеса большим. Иногда поглощения выгодны. Например, в страховом бизнесе укрупнение страховых компаний может пойти на пользу". <BR><BR>Александр Стуглев: <BR>"Когда компания ведет бизнес в рамках закона и успешно развивается, нельзя говорить о том, что она виновата, что у нее кто-то хочет отнять бизнес. Если она получает цивилизованное предложение о слиянии или продаже - это один из путей развития бизнеса. <BR>При этом предприниматель должен понимать, что отказ более крупному предприятию в продаже своей компании, возможно, потом увеличит нажим со стороны конкурентов. Но все это должно происходить цивилизованными, рыночными методами, а не криминальными. Если речь идет о криминале, то надо бороться. Это может быть общественное мнение, и юридические процедуры, и какие-то силовые методы". <BR><BR>Сергей Орлов: <BR>"У любого предпринимателя существует список факторов риска: сырье, персонал, некачественная продукция, поломки оборудования и т.д. Возможность поглощения другими компаниями должна входить в бизнес-план как один из факторов риска еще на этапе организации предприятия. <BR>Если предприниматель начинает дело и знает (как был пример), что у него всего один поставщик сырья, то нужно очень хорошо подумать, стоит ли начинать бизнес. <BR>Если он все-таки начал в такой ситуации, значит, он должен быть готов к тому, что поставщик когда-нибудь как минимум поднимет цены или потребует долю в бизнесе. В данной ситуации предприниматель виноват сам".<BR><BR>Светлана Сивец: <BR>"Съесть небольшое предприятие может кто угодно: и государство, и работники и учредители, которые поругались друг с другом. Может быть и плохой расчет концепции предприятия. <BR>Уже 12 лет своей деятельности мы прослеживали безумную правовую, экономическую, управленческую безграмотность многих предпринимателей: когда не могут рассчитать элементарных вещей. Надо учиться". <BR><BR>- Что делать?<BR><BR>Роман Пастухов:<BR>"Если это выгодно владельцам малого предприятия, то надо продавать акции и начинать другое дело, которое действительно ты сможешь развить. Всегда нужно использовать меры правового характера, возможно, твердые и жесткие". <BR><BR>Светлана Сивец: <BR>"Здесь можно отыграть на преддоговорных спорах. Поймать того, кто предлагает продать бизнес, на процедуре, на большой цене и в арбитражном суде выставить требования. Обычно после этого отходят и уже ничего не требуют". <BR><BR>Алла Охота: <BR>"Нужно записать разговор с тем, кто хочет отнять бизнес на кассету, и передать в "Деловой Петербург".<BR><BR>Олег Смирнов:<BR>"Если противник не в вашей весовой категории, то с ним бесполезно пытаться как-либо бороться. Привлечение всяких юридических инстанций, арбитражных судов, высших арбитражных судов абсолютно ни к чему не приводит. Все дела решаются в пользу тех, кто сильнее. Поэтому, если есть возможность договориться предварительно за круглым столом, нужно договариваться. Если договориться не смогли, что же, приходится сдаться и поднять руки". <BR><BR>Игорь Фомин: <BR>"Надо страховать свой бизнес, страховать финансовые риски, страховать свое имущество, объединяться в ассоциации, которые будут оказывать всяческую помощь". <BR><BR>Виктор Афанасенко: <BR>"Предприятие в первую очередь должно быть членом Торгово-промышленной палаты. Тогда оно не одиноко и не плавает в море бизнеса как тот пескарь, которого любая щука проглотит. <BR>Например, были попытки давления на предприятие, которое выпускало электроарматуру для светильников. Было три суда. С нашей стороны готовились материалы, делались акты экспертизы. Только благодаря тому, что они являлись членами Торгово-промышленной палаты, удалось отстоять интересы предпринимателя". <BR><BR>Сузан Штефани Вебер:<BR>"Нельзя бояться, надо бороться. Часто бывает (и это я вижу у иностранных коллег), что, когда есть намек на возможность криминальных разборок, они очень боятся отстаивать свои права. Но надо сделать все, чтобы отстоять свой бизнес. Если мы пойдем в ассоциации, в газеты, к юристам и не будем бояться, то мы всегда отстоим свои права".<BR><BR>Сергей Баланев: <BR>"Важна консолидация предпринимателей определенного направления в ассоциации, союзы, по территориальному или по отраслевому признакам. Одна из наиболее важных задач таких ассоциаций - это как раз взаимодействие с органами власти, потому что они бывают неправы".<BR><BR>Виктор Афанасенко: <BR>"Предприниматели пока неохотно объединяются. Если мы объедимся, мы будем сильные. Тогда заработает Закон по поддержке предпринимательства, который принят, но не работает". <BR><BR>Сузан Штефани Вебер:<BR>"Я пока не нашла союза или ассоциации, в которую хотела бы вступить. Их очень много, но все они такие же маленькие, как и мы. Нужна одна большая ассоциация. Ежедневные консультации, которые предлагают ассоциации предпринимателей, общие, при возникновении специфических проблем юристу трудно сориентироваться. Возможно, предпринимателям нужно объединяться по отраслям". <BR><BR>- Возможно ли создать базу данных предпринимателей с плохой репутацией? <BR><BR>Олег Смирнов: <BR>"Практически невозможно вести такую базу данных, потому что люди меняют фамилии, имена, отчества, организации. Отследить очень трудно. Сегодня это один человек, завтра - другой, послезавтра - третий. Хотя оперативные связи все равно существуют". <BR><BR>Игорь Фомин: <BR>"Нет законодательства об информационных базах данных. Было много попыток сделать базы, но они не реализованы. Создание таких баз и защита от мошенничества возможны только в рамках ассоциации. Но большинство предпринимателей сознательно не хотят объединяться". <BR><BR>Сергей Федоров: <BR>"Есть идея сделать сайт в Интернете, куда может зайти любой предприниматель. Если разработать четкие категории оценки неблагонадежности конкретного человека, то это будет интересно. <BR>А с точки зрения защиты собственного бизнеса, опыт подсказывает, что лучше старый, известный, надежный партнер, чем новый, перспективный, но малоизвестный". <BR><BR>Светлана Сивец: <BR>"У нас существует "черная" база. За 12 лет мы работали с более 16 тысячами руководителей. Активно отслеживаем, как изменяются их предприятия, растут, делятся, множатся. "Черную" базу вести можно, только нужно грамотно ее заполнять и документально подтверждать.<BR> Это сложно, потому что кроме электронной схемы нужно вести документальную. Электронная схема по Гражданскому кодексу не является достоверной". <BR><BR><B>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев, материал подготовил Олег Ширяев</B>