МПС мечтает стать частным

В четверг на прошедшей в Москве конференции "Железнодорожный транспорт: концепция реформ" впервые состоялось открытое обсуждение концепции реструктуризации МПС. 5 октября концепцию рассмотрит Правительство РФ.

<BR><BR>В четверг на прошедшей в Москве конференции "Железнодорожный транспорт: концепция реформ" впервые состоялось открытое обсуждение концепции реструктуризации МПС. 5 октября концепцию рассмотрит Правительство РФ.<BR>По словам первого заместителя министра путей сообщения Александра Мишарина, на первом этапе реструктуризации, до 2002 года, будут созданы законодательная база для разделения государственных и хозяйственных функций МПС и учреждено РАО "Российские железные дороги" (РЖД). На втором этапе, до 2004 года, будут разделены функции государственного и хозяйственного управления и созданы дочерние компании. Третий этап, до 2005 года и далее, - частичная или полная продажа акций "дочек" и привлечение инвестиций. <BR><BR><B>Дискуссия</B><BR>"Главный недостаток концепции в том, что она не содержит конкретных итоговых результатов, - считает Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики. - Нам нельзя создавать второй "Газпром" - монстра, с которым невозможно разговаривать, потому что он сильнее всех. МПС - очень эффективно функционирующая структура. Вопрос в том, какие у него сейчас мотивы, цели и куда уходят деньги".<BR>"Если мы создаем РАО "РЖД", в состав которого входит все и вся, представляете, какие у него будут активы, - делится своими соображениями заместитель министра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин. - Как же мы будем регулировать тарифы и создавать конкурентную среду? Прежде чем вывести предприятия из РАО "РЖД", руководители министерства обещают их модернизировать с помощью своих "могучих ресурсов". После этого с ними уже никто не сможет конкурировать".<BR>"Документ пока декларативный, и в нем есть несколько фундаментальных недостатков, - считает руководитель рабочего центра экономических реформ Владимир Мау. - Текст не предлагает механизмов привлечения частных инвестиций, и второе - прозрачность не повышается. На мой взгляд, она должна обеспечиваться международными стандартами бухучета. Это декларируется, но непонятно, когда это случится. Николай Аксененко в 1997 году убедил меня в том, что формирование РАО "РЖД" должно быть результатом реформ, а не их началом. Сейчас МПС радикально поменяло взгляды. Политических альтернатив предложенной концепции я не вижу, а технические есть". <BR>Александр Мишарин пытался отреагировать на эти выпады: "С "Газпромом" у нас два принципиальных отличия. Первое: он производит газ, перемещает его и продает. Железнодорожный транспорт занимается только перемещением. Второе: альтернативы газу нет, а у нас есть конкуренты; на участке Москва - Петербург только 4% контейнеров перевозится по железной дороге. Прозрачность мы будем создавать постатейным бюджетированием".