Cпасатели ждут лучших времен

По горячим следам трагедии с подлодкой "Курск" Владимир Путин заявил, что дал поручение подготовить указ о создании специализированной службы спасения на водах.

<BR><BR>По горячим следам трагедии с подлодкой "Курск" Владимир Путин заявил, что дал поручение подготовить указ о создании специализированной службы спасения на водах.<BR>Такое решение совпадает с интересами Петербурга, который уже сейчас активно возрождает и развивает морские перевозки. Спустя несколько недель об инициативе Президента забыли. Проблемы же остались - в военных спасательных службах уже давно нет средств ни на поддержание техники в рабочем состоянии, ни на внедрение новых разработок, ни на подготовку водолазов.<BR>За спасение на воде отвечают подразделения как минимум трех министерств Российской Федерации. К проведению спасательных операций привлекаются не только гражданские суда и военные корабли, но и плавсредства других государственных и частных судовладельцев. Однако большая часть имеющейся техники построена еще в СССР.<BR>Поисково-спасательные отряды подчиняются региональным подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России. Координаторами спасательных работ выступают подразделения Министерства транспорта РФ - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), дислоцированные по водным бассейнам. МСКЦ получают информацию о происшествиях и передают ее подразделению МЧС, которое и организует спасательные работы.<BR>Поисково-спасательные службы Военно-морского флота (ВМФ) занимаются авариями на крупных судах, а также на кораблях и подводных лодках.<BR><BR><B>Кто главный </B><BR>Региональные спасательные отряды входят в структуру МЧС и финансируются из федерального бюджета. Непосредственное проведение спасательных операций, например снятие судна с мели, оплачивают сами пострадавшие.<BR>Кроме структур МЧС в регионах создаются местные службы для оказания различных видов помощи в чрезвычайных ситуациях.<BR>По данным Северо-Западного регионального центра МЧС, на средства бюджетов двух субъектов Федерации создается аварийно-спасательная служба (АСС) Петербурга и Ленобласти. Однако новой структуре, вероятно, еще далеко до спасения терпящих бедствие на воде. Штат службы - 26 человек, оснащение - четыре автомобиля. Персонал АСС сейчас проходит стажировку в Северо-Западном региональном центре.<BR>В военных спасательных службах (они и представляют собой основные силы для операций, проводимых далеко от берега или под водой) постоянно говорят о нехватке денег на самое необходимое.<BR><BR><B>Скрытые резервы</B><BR>Непосредственно региональному подразделению МЧС принадлежат два катера на воздушной подушке "Гепард".<BR>Кроме того, как отмечает помощник начальника отдела поисково-спасательных формирований регионального центра МЧС Анатолий Сидоров, подразделению принадлежат 15 спасательных лодок, 34 жилета и пять плотов.<BR>Однако вся эта техника применима только для спасения рыбаков и отдыхающих недалеко от берега.<BR>Технику для проведения серьезных операций поисково-спасательные отряды берут в аренду. Владельцами судов, используемых в проведении спасательных операций, являются пароходства, подразделения Военно-морского флота РФ, а также частные лица и компании.<BR>Кроме того, спасатели используют технику, принадлежащую специально учрежденным государственным органам. К примеру, на Балтике есть арендное предприятие "Балтийский буксир", созданное при участии Минтранса РФ.<BR>В распоряжении гражданских поисково-спасательных отрядов 10 субъектов Федерации Северо-Запада находится 33 морских и 27 речных судов (см. таблицу 1). Это дежурные спасательные средства (СС). Как уточняют в отделе поисково-спасательных формирований Северо-Западного регионального центра МЧС России, дежурные СС - это спасательные средства с повышенной готовностью, выделенные из числа постоянных средств спасения.<BR><BR><B>Денежное довольствие</B><BR>Спасательные суда наряду с гидрографическими, экологическими, метеорологическими и учебными относятся к числу судов государственного назначения. Их строительство предусмотрено в федеральной программе возрождения государственного флота России.<BR>Как отметил на прошедшей недавно в Петербурге конференции по арктическому флоту руководитель департамента судоходной политики Минтранса РФ Николай Матюшенко, бюджетное финансирование строительства всех государственно значимых судов до 2005 года, по самым оптимистическим прогнозам, составит 1,5-3 млрд рублей.<BR>Отдельной программы строительства спасательного флота нет.<BR>Более того, согласно федеральным документам, к спасательным средствам относят океанские буксиры совмещенного назначения.<BR>Техническое задание на разработку проектной документации нового спасательного судна, по слухам, уже получило одно из петербургских КБ, работающих на "оборонку". Однако о выделении средств на строительство судна и тем более серии судов речи не идет.<BR><BR><B>На старых машинах</B><BR>Последний катер "Гепард", спроектированный в московском ЦКБ "Нептун", построен около 5 лет назад (катера данного проекта строили, в том числе, на Свирской судоверфи). Его проект, как отмечают специалисты-судостроители, технически устарел. Тем не менее новых разработок спасательных катеров нет, и петербургская судостроительная фирма "Алмаз" в настоящее время выполняет заказ МЧС на ремонт старых "Гепардов".<BR>Еще сложнее обстоит дело с крупными спасательными судами. Их заказчиками являются преимущественно военные ведомства.<BR>В советские времена проекты таких судов разрабатывали Западное ПКБ (в 1997 году вошло в состав ЦМКБ "Алмаз") и КБ "Балтсудопроект", которое в 1999 году присоединилось к структуре ГНЦ РФ "ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова".<BR>Строили спасательные суда Выборгский судостроительный завод и судостроительный завод имени 61-го коммунара в городе Николаеве (Украина). По данным 40-го НИИ, именно на заводе имени 61-го коммунара был заложен последний корабль для спасения подводников, спроектированный Западным ПКБ. Это произошло в середине 80-х годов. И после распада СССР 60% постройки осталось на Украине.<BR>Таким образом, как отмечают специалисты 40-го НИИ, на Балтийском флоте служат два спасательных корабля. Одно их них - судоподъемное судно "Карпаты" - находится в Кронштадте в распоряжении Ленинградской военно-морской базы. Оно построено 30 лет назад и, по мнению специалистов, срочно требует модернизации.<BR><BR>Сегодня, 22 сентября, в Петербурге планируется подписание российско-норвежского контракта на проведение подготовительного этапа работ по подъему тел погибших моряков атомной подводной лодки "Курск".<BR>Под документом намерены поставить свои подписи руководители Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" и норвежской фирмы "Столт Оффшор".<BR>Об этом со ссылкой на генерального конкструктора и начальника бюро академика РАН Игоря Спасского сообщило СПб-ТАСС.