"ЛУКОЙЛ" пошел в обход БТС

ОАО НК "ЛУКОЙЛ" и ОАО "Архангельскгеологодобыча" впервые приступили к круглогодичному вывозу сырой нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

<BR><BR>ОАО НК "ЛУКОЙЛ" и ОАО "Архангельскгеологодобыча" впервые приступили к круглогодичному вывозу сырой нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. <BR>Это первая часть глобального проекта организации транспортировки нефти "Северные ворота". Реализация проекта оценивается в $450-460 млн. <BR>В районе поселка Варандей (Ненецкий автономный округ) загружен первый танкер ледового класса водоизмещением 20 тыс. тонн. Судно впервые пройдет по маршруту, предусмотренному проектом "ЛУКОЙЛа" по морской транспортировке ненецкой нефти. <BR><BR><B>Поэтапный вывоз нефти</B><BR>На первом этапе транспортировка будет вестись небольшими танкерами водоизмещением до 20 тыс. тонн. Они повезут нефть от Варандей-терминала до Мурманска. В дальнейшем нефтяники используют танкеры усиленного ледового класса, которые производятся сегодня на "Адмиралтейских верфях" в Петербурге (по заказу "ЛУКОЙЛа"). Эти суда водоизмещением 100-150 тыс. тонн повезут нефть уже до Роттердама.<BR>По данным "ЛУКОЙЛа", пока в вывозе ненецкой нефти будут задействованы 10 танкеров ледового класса, построенных на верфях Петербурга. В дальнейшем их количество увеличится, поскольку планируется увеличение нефтедобычи до 10-16 млн тонн в год.<BR><BR><B>Часть целого</B><BR>Фактически две компании создают специализированную морскую транспортную систему, в которую кроме расположенных на берегу резервуаров для нефти вошел рейдовый погрузочный терминал. Он расположен в море недалеко от береговой линии. Пропускная способность терминала достигает 1 млн тонн в год. (Эта мощность сопоставима с мощностью Архангельского морского торгового порта по всем видам грузов: она составляет около 1,14 млн тонн грузов в год.) <BR><BR><B>Как доставить нефть</B><BR>Одной из основных проблем освоения ненецких нефтяных месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, "северных территорий", по мнению первого заместителя генерального директора ОАО "Архангельскгеологодобыча" Анатолия Фролова, до сих пор остается отсутствие транспортной инфраструктуры.<BR>"До недавнего времени эта проблема полностью блокировала добычу нефти в регионе. И пока нефтепровод Харьяга - Усинск, через который можно было бы транспортировать сырье по предлагаемой "Транснефтью" схеме Балтийской транспортной системы (БТС), - единственный в регионе. Но в ближайшее время его мощности будут полностью использованы", - говорит Анатолий Фролов. <BR><BR><B>Невыгодно нам</B><BR>Поэтому в связи с увеличением объемов добычи нефти возникла необходимость строительства новой ветки трубопровода протяженностью несколько сот километров - от Варандейского месторождения до системы БТС. Однако, как выясняется, это нецелесообразно: стоимость прокладки трубы обойдется в несколько сотен миллионов долларов.<BR>Так, по словам главного инженера ОАО "Архангельскгеологодобыча" Виталия Дацуна, удорожание проекта транспортировки нефти через БТС составит 15-20% в сравнении со схемой, предложенной "ЛУКОЙЛом". Морской путь вывоза нефти в рамках "Северных ворот", по мнению архангельских нефтяников, пока самый выгодный.