00:0019 сентября 200000:00
9просмотров
00:0019 сентября 2000
На участках и в садах пригородов Петербурга и Ленобласти зарыты десятки тысяч долларов.
<BR><BR>На участках и в садах пригородов Петербурга и Ленобласти зарыты десятки тысяч долларов. <BR>Предприимчивые садоводы без шума и пыли выкапывают их, получая сотни тысяч долларов годового дохода прибыли. Причем около трети этих средств - неучтенные. <BR>Именно такие деньги приносит мастерам благоустройства коттеджных участков и садов их работа, которая по-научному называется "ландшафтный дизайн". Объем этого рынка оценивается его участниками в 150-200 млн рублей в год. Работает же на этой ниве, вместе с неофициальными частными предприятиями, около трех десятков фирм.<BR><BR><B>На огороде акула мальку не помеха</B><BR>В Петербурге работает четыре типа фирм, занимающихся благоустройством загородных участков: компании, выросшие из государственных предприятий, подразделения крупных концернов, самостоятельные большие предприятия и частные фирмы, постоянный штат которых не превышает пять-шесть человек. Небольшие размеры последних не мешают им зарабатывать довольно приличные средства и браться за крупные заказы, успешно конкурируя с "крупняком". Ландшафтный дизайн в Петербурге - бизнес равных возможностей, дающий одинаковые шансы и большой компании, и малому предприятию.<BR><BR><B>Как вырастить деньги</B><BR>Частный бизнес по благоустройству, как правило, вырастает из увлечения владельца отдельно взятого садового участка. Украшая свой сад и огород, предприимчивый хозяин рано или поздно начинает понимать, что именно здесь зарыты деньги, которых ему так не хватает. Нередки случаи, когда семейные бригады не регистрируются даже в виде частного предприятия. Заказчики не против платить из рук в руки. Поэтому часть рынка скрыта от официальной статистики в тени "черного нала".<BR>Иногда бизнес и вовсе вырастает из детской мечты. Исполнительный директор ООО "Ромфорд Парк" Юлия Каширина, наверное, первой в Петербурге превратила уход за своим приусадебным участком в доходное дело. Ребенком мечтала стать лесником. Дослужилась в фирме "Лето" до бригадира. В начале 90-х стала принимать частные заказы, а в 1994 году обнаружила, что "клиент пошел": появились художественные запросы (см. "ДП" №98/2000).<BR>"Меня попросили вырастить на клумбе российский флаг. С тех пор подобные заказы часто повторялись. Петербургские заказчики - самая интеллектуальная публика. Если в Ораниенбауме заказывают апельсиновую оранжерею, то ссылаются на сделавшего это Петра I. Когда в Стрельне просят вырастить кедры, то вспоминают стрельненскую кедровую аллею. Был заказ на сад, в котором бы росли растения, упомянутые в пьесах Шекспира", - рассказала Юлия.<BR><BR><B>Хлопоты на каждом шагу</B><BR>Профессиональное благоустройство участков - доходный, но хлопотный бизнес. Посадки растений, устройство бассейнов и кортов требуют соблюдения сложных технологий. Кроме того, "на вкус и цвет товарища нет". Восприятие на плане и в жизни для неспециалиста сильно отличается. Поэтому нет гарантии, что клиенту реализованный в строгом соответствии с архитектурным проектом объект понравится и не придется что-то переделывать.<BR>Если одновременно с бригадами ландшафтников на объекте трудятся и другие рабочие, то их неосторожные действия могут погубить дорогостоящие посадки, что влечет дополнительные траты на переделку.