Банки советуют клиентам пользоваться пластиковыми картами

Платежные системы и банки, эмитирующие карточки, ведут пропаганду достоинств "пластиковых денег" и улучшают технологию проведения расчетов, но пока петербурфжцам проще и быстрее расплатиться наличными деньгами, чем электронной картой.

<BR><BR>Платежные системы и банки, эмитирующие карточки, ведут пропаганду достоинств "пластиковых денег" и улучшают технологию проведения расчетов, но пока петербурфжцам проще и быстрее расплатиться наличными деньгами, чем электронной картой. <BR>Но банкам деваться некуда, и они вынуждены развивать систему карточных платежей, расширять круг держателей карт и убеждать розничную торгово-сервисную сеть обзаводиться устройствами для их обслуживания.<BR>Интерес продвижения своих пластиковых продуктов, в частности путем установления электронных терминалов в рознице, у банков существует давно. Однако процесс внедрения POS-терминалов проходил всегда очень болезненно. Это выражается и в том, что для розничных предприятий покупка такой машинки обходится очень дорого, и банки соглашаются предоставлять оборудование в аренду. Кроме того, розничному предприятию необходимо иметь достаточный оборот, так как ему придется отчислять проценты "договорному" банку. <BR>"Расчеты по пластиковым картам "обеляют" бухгалтерский учет предприятия, так как все они проходят через банковские счета. Некоторые торговцы предпочитают наличные как способ сокрытия доходов", - приводит еще один "неудобный" аргумент начальник отдела пластиковых карт филиала "Санкт-Петербургский" ОАО "Альфа-Банк" Владимир Куров. Тем не менее в Петербурге все чаще торговые и сервисные организации соглашаются ввести безналичные способы расчетов с покупателями. "Можно сказать, что рост числа предприятий города, принимающих карты, происходит лавинообразно, особенно это касается вновь открываемых торговых точек. Однако явно не охвачены этим процессом предприятия мелкорозничной торговли, где в основном и совершают покупки владельцы дебетовых карт", - охарактеризовал ситуацию заместитель председателя правления Балтийского банка Игорь Григорьев. <BR><BR><B>Аргументы торговли</B><BR>С другой стороны, у предприятий фирменной торговли уже есть опыт, который исчисляется несколькими годами, по обслуживанию клиентов с пластиковыми картами. "Конечно, затраты существуют, однако покупателю удобно, а мы ориентированы именно на него. Кроме того, товарооборот все время растет за счет этого цивилизованного способа расчетов", - рассуждает генеральный директор ЗАО "Торгово-производственная фирма "Пассаж" Валерий Зеленский. Согласен с ним и руководитель другого крупного универмага Анатолий Злобин, генеральный директор АОЗТ "Универмаг "Московский": "Это перспективный способ расчетов, удобный для покупателей, особенно если совершается крупная покупка. Стоит заметить, что в наш магазин часто приходят иностранцы, для которых платить картой - обычная практика". <BR><BR><B>Кто подготовит клиента</B><BR>Одной из причин того, что петербургская торговля не слишком активно работает с "пластиком", является ее неподготовленность к оказанию таких услуг со стороны персонала и отсутствием информированности руководителей. Другой причиной является слабая активность самих покупателей. <BR>Для этого банки и платежные системы проводят различные маркетинговые и рекламные акции, направленные на стимулирование использования карт в торговле.<BR>Так, после проведения одной из таких акций ОАО "ПСБ" - один из самых крупных участников рынка - смогло увеличить количество транзакций по зарплатным картам в торговой сети, обслуживаемой банком, более чем на 60%. Это стало возможным после того, как в 1999 году прошла кампания под лозунгом "Прочь сомнения! Оплачивай покупки пластиковой картой!" Акция предусматривала поощрение для активных держателей карт и кассиров торговых точек. Для сокращения времени транзакции банки проводят мероприятия технологического характера. В частности, Балтийский банк устанавливает POS-терминалы, работающие через сотовую связь. С начала текущего года количество POS-терминалов этого банка в торговле и сфере услуг выросло на 15%. <BR><BR><B>Карточный пасьянс</B><BR>Российские банки-эмитенты выпускают международные пластиковые карты, принцип обслуживания которых совершенно идентичен: карты предназначены для оплаты товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса, для получения наличных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных банков. Клиенты в выборе банка-эмитента руководствуются условиями открытия карты, тарифными ставками и процентами. "В будущем выиграют банки, которые имеют собственный процессинговый центр или таким центром располагают их дочерние (материнские) компании", - прогнозирует директор департамента по работе с клиентами БАЛТОНЭКСИМ БАНКа Анатолий Бирюков. <BR>В последнее время банки все чаще используют технологию "привязки" двух карт различных платежных систем к одному счету. Очевидна выгода как для клиента, так и для банка-эмитента. У клиента появляются дополнительные возможности, кроме того, при возникновении проблем с одной из карточек или платежной системы у него всегда есть "запасной вариант". Банк же получает прямую финансовую выгоду от открытия нескольких карт и их использования. <BR>Например, ПСБ предлагает клиентам карты Visa Electron и Cirrus/Maestro к одному счету с ведением карточного счета в рублях или карты Visa Classic и MasterCard Mass с ведением карточного счета в американских долларах. <BR>Клиенты банка "Петровский" имеют возможность открывать к одному счету до девяти дополнительных карт. Возможен выпуск дополнительных карт той же платежной системы на один счет у филиала Альфа-Банка. <BR>Держатели банковских карт, эмитируемых Сбербанком, могут выпустить дополнительные пластиковые карты "к своему счету" для доверенных лиц. Как правило, годовое обслуживание дополнительных карт вдвое дешевле, чем по основной карте. <BR>Перспективным для Балтийского банка остается предложение клиентам "семейных" карт. В банке их число составляет около 10% от всех выпущенных карт. <BR>Для корпоративных клиентов банки разрабатывают специальные условия и тарифы открытия и ведения карт, благодаря которым держателями карт становятся новые петербуржцы. Этот прием расширения клиентуры осваивается банками, и именно он дает существенный прирост объема расчетов безналичным способом.