Стеклянные звери ищут политического убежища

Каждый месяц в Петербурге производится примерно 1 млн миниатюрных стеклянных игрушек.

<BR><BR>Каждый месяц в Петербурге производится примерно 1 млн миниатюрных стеклянных игрушек. <BR>Прозрачные насекомые, змеи, пернатые и млекопитающие, "ростом" чуть больше ногтя и меньше ладони, заполняют лотки сувениров у станций метро и на центральных улицах города. По мнению участников этого отнюдь не игрушечного рынка, "прозрачный" бизнес приносит весомую прибыль. <BR><BR><B>Звероводы</B><BR>Петербург является единственным крупным "питомником" стеклянных зверей в стране. Вся технологическая цепочка работает, как отлаженный механизм. Есть свои художники, поставщики, продавцы и длинный ряд перекупщиков. В городе и российских регионах остается только 20% продукции, 70% всего объема переправляется за границу - часть напрямую, часть через московских посредников (в Москве производство менее рентабельно).<BR>Подавляющее количество зверей оказывается в Польше, следующей в рейтинге значится Америка, затем Болгария и Франция. От производителя самая крупная фигурка уходит за 20 рублей, западному покупателю она достается уже за $20, оставляя оптовику львиную долю прибыли. <BR>"Если 5 лет назад в Петербурге было четыре организации "звероводов", то сегодня в городе таких компаний более 20, - рассказывает руководитель одного из "звериных хозяйств". - Это не считая "надомников", которых не меньше 300. При этом объем заказов увеличился как минимум в 2 раза". На дому обычно работают те, кто в свое время обучился технологии и узнал рынок сбыта. Ежемесячная прибыль индивидуалов приравнивается к $800, среднего предприятия - к $10 тыс. <BR><BR><B>Война миров</B><BR>Сегодня в Петербурге осталось не так уж много "звериных" мест. По словам Алексея Сергиенко, президента Центра поддержки искусств и предпринимательства, курирующего сувенирные потоки города, стеклянных "съели" деревянные звери. "Лет 5 назад на Невском проспекте стеклянным зверьем торговало около 15 точек, и каждая приносила $2-3 тыс. прибыли в месяц. Когда началась борьба с торговлей на Невском, подорожали места, мы переехали к Спасу-на-Крови. На новом месте стеклянные игрушки не прижились, потому что здесь большинство покупателей - иностранные туристы. Их интересует национальный колорит - в основном деревянные медведи. Стеклянные звери есть и у них дома", - убежден Алексей Сергиенко. Здесь и кроется тайна стеклянного мира: оставив своим деревянным собратьям не очень прибыльный местный сувенирный рынок, хрупкие звери решили отправиться на Запад своим путем, чтобы ассимилироваться на западных внутренних рынках самостоятельно. <BR><BR><B>Слон и моська</B><BR>Все игрушки делятся на "писявки" (они же - "микрики"), средние, большие и "супер" - весом до 50 г. Кроме того, фигуры подразделяются на ширпотребовские и классические. Первые можно увидеть на местном прилавке, где звери продаются за 20-100 рублей, в зависимости от величины. Такие фигурки представляют собой свободные "мультяшные" фантазии, ориентированные в основном на женщин и детей.<BR>Из персонажей неизменно популярны "мещанские" слоники, пришедшие на смену знаменитым фарфоровым. Затем идут гороскопные серии, приуроченные к праздникам, среди которых самым прибыльным конечно же остается Новый год. Летом, как правило, заказывают морских животных, которые развозятся по курортам страны. Кроме того, спрос меняется в зависимости от популярности различных мультфильмов. Так, некоторое время особый успех у покупателей имел Тигра из "Винни-Пуха".<BR>Периодически клиентами становятся и местные компании, заказывающие стеклянные товарные знаки. Заграничных индивидуальных заказов не так уж много. Они обычно связаны с тамошним колоритом, рассчитанным в том числе и на наших туристов. Так, в Африку увозят стеклянные пальмы, а в Австралию - много-много диких обезьян и кенгуру.<BR>Классические звери, то есть точные копии натуральных животных, как правило, ориентированы только на Запад. "Классический" бизнес - самый выгодный: за одну фигуру, в зависимости от ее качества, можно выручить и $200. <BR><BR><B>Взрывная хрупкость</B><BR>Разведение зверей в последнее время подорожало. Прежде всего из-за сырья. 1 кг стеклянных палочек (друтов) сегодня стоит $7-8. Дороже всего обходится желтое и красное стекло. В основном сырье приходит из Чехии и города Гусь- Хрустальный. <BR>Для выливания фигур требуется либо сварочный аппарат, либо простая горелка. Только с помощью одной горелки можно выпаять от 40 до 80 фигур в день. <BR>Тонкость ручной работы способны освоить лишь единицы. Не все могут справиться и со скоростью: каждая фигура должна плавиться не больше 4-7 минут. Если "зверовод" замешкался - стекло взрывается прямо в руке. С этим связаны и скромные размеры животных: за несколько минут изготовить слишком объемные вещи нереально. Дорогостоящее оборудование для больших объемов есть только на заводе в Гусь-Хрустальном - огромные звери этого производителя и стали предтечей "малых форм". <BR>Некоторые утверждают, что стеклянные зверушки были подсмотрены в старом фильме, поставленном по пьесе Теннеcси Уильямса "Стеклянный зверинец": коллекция главной героини напоминает современные творения местных мастеров. И покупают их, возможно, те, кому близка идея "Стеклянного зверинца" - о хрупкости и тщете человеческих стремлений. (Н.У.)