00:0031 июля 200000:00
14просмотров
00:0031 июля 2000
По оценке социологов, 77% молодежи Петербурга называют себя "поколением надежды".
<BR><BR>По оценке социологов, 77% молодежи Петербурга называют себя "поколением надежды". <BR>Именно эта часть населения способна быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, а значит, вывести бизнес, политику, экономику города и страны на европейскую арену.<BR>Крупнейшие компании Петербурга, имеющие авторитет и на Западе, связывают надежды на развитие именно с молодежью. Менеджеры по персоналу внимательно присматриваются к студентам вузов города уже на первых курсах. Генеральный директор ЗАО "ПетерСтар" Сергей Кузнецов отметил: "Политика компании направлена на развитие новейших технологий, и мы в своей деятельности стараемся опираться прежде всего на молодежь. Например, в коммерческом отделе компании средний возраст специалистов высокого класса не превышает 30 лет".<BR>В связи с этим социологи отмечают, что для многих молодых людей установка "как бы ни складывались обстоятельства, я прорвусь, добьюсь, достигну" становится основной поведенческой мотивацией. <BR><BR><B>Престижная профессия</B><BR>Тем не менее проблема трудоустройства стоит для молодых людей на первом месте. Только 13% петербургской молодежи получают доходы, позволяющие им подняться выше порога бедности. Социологи определили, что порог бедности на момент исследования составлял 2500 рублей, а порог нищеты - 1000 рублей.<BR>В сфере занятости для молодых людей существует немало противоречий. С одной стороны, наблюдается активная интеграция в рыночную экономику, а с другой - безработица и бесправие перед работодателем. Молодой человек может быть оскорблен или уволен без объяснения причин, а девушка вынуждена стать сожительницей своего хозяина. Кроме того, по данным исследований, немало молодых людей живет на грани физического выживания.<BR>Все это приводит к сильной дезинтеграции в молодежной среде. Наряду с молодежными организациями, лояльными к власти и обществу, возникают антисоциальные группы и настоящие криминальные группировки. Социологи отмечают, что выросло новое поколение, для которого рыночная экономика - единственно возможная среда обитания, несмотря на рэкет и коррупцию. В этой среде главное - культ денег, возможность их зарабатывать или добывать бесчестным путем. В мае 1999 года 7,8% петербургской молодежи в возрасте до 20 лет в числе популярных назвали "профессию" бандита.<BR><BR><BR><B>Закон и стихия</B><BR>По оценке председателя Комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации Петербурга Александра Хазова, "государство упустило молодежь, предоставив ее стихии рынка". Противостоять этой стихии, считает Александр Хазов, может только грамотная молодежная политика с участием самой молодежи. Два года назад в Петербурге был даже принят Закон "О молодежной политике". <BR>На состоявшемся в июле заседании правительства города молодежь была выделена в новую социально-приоритетную группу. Раньше таких групп было две: дети и старики.<BR><BR><B>Чем бы дитя ни тешилось</B><BR>Социально-приоритетную группу "молодежь" правительство Петербурга нацеливает на самостоятельное решение своих проблем. По словам Александра Хазова, молодежные организации научились активно привлекать внебюджетные средства для проведения различных мероприятий. По данным Комитета по делам семьи, детства и молодежи, на 1 бюджетный рубль привлекается 5 рублей внебюджетных средств. Не исключено, что именно этот фактор послужил основанием для создания Молодежного правительства (см. "ДП" №56/2000). Теперь речь идет о формировании Молодежного парламента, который сумеет, по мнению чиновников, более успешно решать проблемы молодежи. <BR><BR><B>Богатые и бедные</B><BR>Однако в молодежной среде существуют такие же разногласия, как и во "взрослом" обществе. В частности, существует несколько подходов к формированию Молодежного парламента, и сейчас идет борьба за лидерство между несколькими общественными организациями. Все они приобретали опыт во время избирательных кампаний, зарабатывая "политический багаж". <BR>В то время когда Молодежная биржа труда пытается решить проблемы занятости молодежи, а Комитет по делам молодежи устраивает праздники и фестивали, значительная часть молодых людей готова вставать в пикеты, протестуя против социального расслоения общества "на богатых и бедных".<BR><BR>Социологические исследования проведены сотрудниками НИИКСИ СПбГУ в 1996-1999 гг. по заказу Комитета по делам семьи, детства и молодежи. Материалы исследования опубликованы в докладе "Положение молодежи Санкт-Петербурга. Проблемы, тенденции, перспективы". СПб, 2000.