Петербургские финансисты пытаются выжить в Интернете

Почти все петербургские финансисты, имеющие проекты в области Интернет-торговли финансовыми инструментами, собрались на проведенный "ДП" круглый стол "Финансовый Интернет-трейдинг в Петербурге".

<BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Павел Мацкин, генеральный директор ЗАО "ИК "Пабл"<BR>Михаил Кузьмин, начальник отдела сопровождения бизнеса филиала "Северо-Западный" ООО КБ "ГУТА Банк"<BR>Яков Марков, генеральный директор ОАО "ИК "Нева-Инвест"<BR>Сергей Барсуков, директор ООО "ИК "БАЛТОНЭКСИМ Финанс"<BR>Андрей Охапкин, заместитель управляющего ЗАО "Санкт-Петербургская валютная биржа"<BR>Роман Горюнов, начальник управления срочного рынка биржи "Санкт-Петербург"<BR>Владимир Лебедев, исполнительный директор биржи "Санкт-Петербург"<BR>Андрей Язев, генеральный директор информационного агентства "Финансовый дом"<BR>Николай Завилейский, заместитель генерального директора ООО "Балтийская финансовая компания"<BR>Владимир Кириллов, заместитель генерального директора ЗАО "ИФК "Четвертое измерение"<BR>Андрей Белявский, генеральный директор ЗАО "Балтийское финансовое агентство"<BR>Лариса Харченко, начальник дилерского отдела ЗАО "ИК "Картель"<BR><B>Елена Иванова, директор Северо-Западного филиала НАУФОР</B><BR>Ольга Пушкарская, пресс-секретарь филиала "Северо-Западный" ООО КБ "ГУТА Банк"<BR>Дмитрий Губко, начальник отдела разработки финансовых технологий ООО "АВК-Ценные бумаги"<BR>Михаил Сомов, технический директор ЗАО "Балтийское финансовое агентство"<BR>Алексей Хитров, менеджер по связям с общественностью ОАО "Промышленно-строительный банк"<BR>Юрий Бриллиантов, директор по маркетингу ООО "АВК-Ценные бумаги"<BR>Игорь Федоров, заместитель начальника пресс-службы ОАО (КБ) "БАЛТОНЭКСИМ Банк"<BR><BR>Почти все петербургские финансисты, имеющие проекты в области Интернет-торговли финансовыми инструментами, собрались на проведенный "ДП" круглый стол "Финансовый Интернет-трейдинг в Петербурге". <BR>Торговля акциями через Интернет - сейчас самая горячая тема для обсуждения как московскими, так и петербургскими финансистами. <BR>Обсуждают всё - от деталей программного обеспечения до глобализации финансового рынка. <BR><BR>Павел Мацкин:<BR>"Мне представляется, что сегодня у нас появилась наконец возможность сделать то, что сделали американские брокеры: они заставили большую часть населения страны торговать в режиме он-лайн на фондовом рынке, создав тем самым в стране колоссальный экономический бум. Нам нужно воспитывать своих инвесторов, потому что их просто нет. Если у американцев торгует большая часть населения, то у нас количество участников исчисляется, наверное, долями процента". <BR><BR>Михаил Кузьмин:<BR>"Есть реальные проблемы, есть инвестор, который не приучен работать напрямую. У него психологическая проблема: он привык поговорить с трейдером, на кого-то опереться. Ему предлагают самому выйти на биржу и самому щелкать мышкой. <BR>Эту проблему решать всем. Надо общими усилиями клиента воспитывать. Это аналитика, которая должна всегда присутствовать, постоянное сопровождение клиента. По нашему опыту, когда начинаешь работать с клиентом, первые месяц-два он ходит за тобой, как ребенок. Звонит тебе по 3-5 раз в день, задает самые простые вопросы: "Я в этом месте нажал, у меня не то выскочило". Когда этот этап пройден, он становится самостоятельным, дальше к тебе уже не обращается.<BR>Для обычного инвестора понятия "шлюз" и другие - это темный-темный лес. Если на него это навалить, он сразу начинает плыть, он пугается, дальше с ним можно делать все, что угодно. Или завалить его какими-то сложными терминами, или нормально, четко вывести на рынок, а дальше уже конкурировать. Конкуренция может идти в размере комиссии. Достаточно быстро комиссионные выравниваются".<BR> <BR>Олег Анисимов:<BR>"Не считаете ли вы, что клиентская база Интернет-брокеров уже близка к исчерпанию? Кто хотел такой услуги, тот уже работает на рынке". <BR><BR>Михаил Кузьмин:<BR>"Вопрос в воспитании человека. Инвестору надо один раз попасть на рынок, потом я просто наблюдаю, как он понимает и начинает в этом мире жить. Есть клиенты, которые и день и ночь там сидят. Одно дело написать небольшую рекламу, объяснить, что есть Интернет-трейдинг, работа на ММВБ, еще какие-то термины употребить; другое дело - четко объяснить, что есть несколько возможностей вложения свободных денежных средств".<BR><BR>Дмитрий Губко:<BR>"Хочется добавить, что Интернет-технологии интересны прежде всего для региональных клиентов. У нас их довольно-таки много. Например, есть человек, работающий через Интернет с государственными облигациями. Ему это гораздо удобнее, чем через "межгород" дозваниваться до нас, общаться с трейдером и т.д. Мы считаем, что в конечном итоге всех регионалов переведем на Интернет". <BR><BR>Олег Анисимов:<BR>"Я клоню разговор к тому, что количество квалифицированных инвесторов в городе очень небольшое, на мой взгляд. Если всех посадить за компьютер, что тогда будет делать брокер?"<BR><BR>Яков Марков:<BR>"Делать аналитическую систему. Программное обеспечение, рабочие места практически у всех одни и те же. Клиенты должны получать очень мощную аналитику". <BR><BR>Дмитрий Губко:<BR>"Искать и учить других клиентов". <BR><BR>Лариса Харченко:<BR>"На вопрос, каково потенциальное количество пользователей Интернет-трейдинга в Петербурге, у меня нет ответа. Сначала нужно воспитать таких клиентов". <BR><BR>Николай Завилейский:<BR>"Одно из направлений развития - передача активов в оперативное управление. Спрос на такую услугу есть". <BR><BR>Владимир Лебедев:<BR>"Доверительное управление надо нормально прописать в законодательстве. Надо, чтобы законодательство развивалось. Коммуникации развиваться будут, тогда и провайдеры себя по-другому будут вести. <BR>Сейчас "повременку" введут, непонятно, что будет. Слишком хорошие технологии остаются невостребованными. Было сказано, что очень большие затраты идут. Когда доходы пойдут, непонятно". <BR><BR>Николай Завилейский:<BR>"Хорошие технологии требуют способности ими воспользоваться. Когда инвестор приходит, как ребенок, ему можно объяснить все, что угодно. Он будет делать несколько операций". <BR><BR>Яков Марков:<BR>"Опыт работы со студентами показывает, что я читаю полгода лекцию, и только через полгода, проведя с ними целый ряд специальных игр и практически показав им, как это все делается, только после этого они готовы хотя бы понимать, что происходит на рынке. Поэтому так просто инвесторов найти трудно". <BR><BR>Один из участников:<BR>"Быстро учатся. Я уже 8 лет на рынке, но до сих пор не могу понять, что там происходит". (Смех в зале)<BR><BR>Андрей Охапкин:<BR>"Можно мне еще добавить к вопросу о клиентской базе. Есть деньги в регионах, туда следует идти, пока Москва не опередит петербургских участников".<BR><BR>Олег Анисимов:<BR>"В Северо-Западном регионе?"<BR><BR>Андрей Охапкин:<BR>"По всей стране. Дальний Восток, Калининград - по всей России. Нужно туда идти, иначе там первой окажется Москва". <BR><BR>Сергей Барсуков:<BR>"Есть еще проблемы с провайдерами. Вопросы надежности связи, устойчивости работы Интернет-сервера брокерской компании очень важны". <BR><BR>Владимир Лебедев:<BR>"Да, есть канал Москва - Петербург; была авария на Октябрьской дороге: упало дерево, завалило - все разорвало". <BR><BR>Андрей Охапкин:<BR>"Защиты информации нет и в ближайшее время не будет. Надо отдавать себе отчет, что любую систему, какая бы она защищенная не была, если не пробьют на взлом, то просто-напросто завалят. Говорят, "Верба" защищает. Ерунда все это. Защиты в Интернете нет". <BR><BR>Владимир Лебедев:<BR>"Я думаю, что, как бы ни была продвинута, модна или дешева торговля через Интернет, все равно останутся брокерские фирмы, которые как работали со своими клиентами, так и будут работать. Если надо, будут приезжать и привозить документы в папочке. Я, конечно, утрирую". <BR>Павел Мацкин:<BR>"Если расширить рамки беседы, то я хочу сказать, что мы опять строим Байкало-Амурскую магистраль, обсуждаем серьезно, какие должны быть шпалы, рельсы, высота насыпи, как будут вагоны ходить по этой дороге. Мы уже строили однажды БАМ и понимали, что будем ею пугать китайцев. А теперь мы этой новой железной дорогой, но уже виртуальной, кого будем пугать? <BR>Американцы, когда строили свою железную дорогу Восток - Запад, понимали, что они будут возить, кто будет ездить по этой железной дороге. И какие бы мы замечательные скоростные технологии ни создали, до тех пор, пока не будет у нас ценных бумаг, пока не будет нормальных эмиссий, идей продвижения фондовых инструментов через Интернет, я думаю, мы ничего не достигнем... <BR>Почему у американцев такой бум именно сейчас, с появлением Интернет-технологий? Потому что они стали ускоренным образом делать новые эмиссии. Не технология шла впереди, а требования рынка шли впереди.<BR>Если серьезно говорить на эту тему, я не испытываю большого энтузиазма по поводу перспектив он-лайн трейдинга у нас в России при том общем состоянии фондового рынка, каково оно у нас сегодня. Проблема-то как раз лежит за пределами технических сложностей. Ведь американцы уже сколько торгуют, а только теперь приняли закон об электронной подписи. А торговали ведь и без этого". <BR><BR>Сергей Барсуков:<BR>"Можно сравнить ситуацию c Интернет-брокером и голосовым брокером с банковскими технологиями. Мы же не повторили чеки, которые были распространены на Западе, мы сразу перешли к картам. Здесь ситуация также развивается. Зачем нам развивать огромную массу голосовых брокеров, если можно сразу переходить к технологиям сегодняшнего дня? <BR>Вопрос развития фондового рынка в целом нужно выносить за скобки". <BR>Дмитрий Губко:<BR>"У нас подход однозначный. <BR>Мы рассматриваем Интернет-трейдинг как повышение технологичности обслуживания клиентов уже существующих, а не как что-то глобальное, к чему мы стремимся. Интернет - это все-таки рычаг нормального рынка". <BR><BR>Андрей Белявский:<BR>"Кто обеспечил своим клиентам Интернет-доступ к рынку, обратил внимание, как клиенты отреагировали на это собственными оборотами. Обороты клиентов возрастают сразу, как только адаптация проходит, в 1,5-2 раза. Клиент получает самый прямой доступ к рынку. <BR>Что лучше может показать клиенту, что такое рынок, чем если он сам получит прямую возможность на этом рынке оперировать? Может быть, это как раз будет дополнительным локомотивом, который поможет нашему рынку набрать емкость, ликвидность и капитализацию". <BR><BR>Владимир Лебедев:<BR>"Если эмитенты не будут размещать эмиссии на западном рынке".<BR><BR>Андрей Белявский:<BR>"Все прекрасно понимают, что риски существуют: и электронной цифровой подписи нет, и со связью могут быть проблемы, - но каждый брокер для своих клиентов подготовил резервный доступ. В любом случае можно обеспечить работу клиенту по телефону в том же самом голосовом режиме, поэтому заинтересованный клиент получит скорость доступа чуть ниже, получит тот псевдоон-лайн, который предлагается уже несколько лет по телефону". <BR><BR>Владимир Кириллов:<BR>"На самом деле Интернет-трейдинг - это просто форма общения брокера со своим клиентом, форма передачи поручения в электронном виде, только более быстрая. А подтверждение сделки точно такое же". <BR><BR>Олег Анисимов:<BR>"Насколько актуальна проблема с электронной подписью при Интернет-торговле?"<BR><BR>Андрей Язев:<BR>"Нет закона об электронной подписи, но не совсем правильно звучит, что нет самой электронной подписи. Она уже годами используется в системах "банк-клиент". <BR><BR>Михаил Сомов:<BR>"Реально те же юристы говорят: пока нет бумажки с подписью, разговор даже не ведется".<BR><BR>Павел Мацкин:<BR>"Одно дело, когда речь идет о взаимоотношениях между банками и их клиентами - юридическими лицами. Совершенно другое, когда наличие электронной подписи позволит охватывать все население". <BR><BR>Андрей Язев:<BR>"Я могу рассказать об одном прецеденте. Пакет документов по электронной цифровой подписи был заказан сторонним юристам в Москве. Заказчик поставил такое условие: мы с вами подписываем договор, что вы нам разработаете этот пакет документов, но сам договор мы вашей же электронной цифровой подписью подписываем и оспариваем в суде. Если вам удастся доказать, что мы деньги должны по этому договору, мы заплатим за вашу работу. Если нет, то нет. Юристы выиграли. И это было еще в 1995 году". <BR><BR>Дмитрий Губко:<BR>"На Западе, если был один прецедент, суды принимают положительное решение. У нас такого нет. У нас один суд может вынести одно решение, а другой по тому же вопросу - другое". <BR><BR>Павел Мацкин:<BR>"Более того, тот же самый суд по тому же самому вопросу может вынести другое решение". <BR><BR>Олег Анисимов:<BR>"Помимо безопасности - какие еще проблемы?"<BR><BR>Павел Мацкин:<BR>"Проблема цены. Надо понимать, что для основной массы клиентов даже те $70 за пользование Интернет-системой плюс $50 за Интернет, плюс еще $50-100 за хороший информационный ресурс - это уже сумма, которая соизмерима не только с комиссионными, которые он в состоянии платить, а с суммой инвестиций, которую он собирается разместить". <BR><BR>Владимир Лебедев:<BR>"Сначала все очень дорого, но потом все дешевеет. Кто считает, что дорого, пусть подождет немного, купит дешевле и будет нормально работать".<BR><BR>Андрей Язев:<BR>"Стоимость информационных ресурсов наверняка будет уменьшаться". <BR><BR>Владимир Кириллов:<BR>"Я вижу перспективы развития Интернет-трейдинга в том, что будет подключаться больше бирж, торговые системы будут обрастать возможностями выставлять стоп-лоссы, отслеживать риски по маржинальной торговле. Такая система избыточна для инвестора, о котором мы все думаем (тип американского инвестора, когда практически вся страна участвует в рынке)". <BR><BR>Андрей Охапкин:<BR>"Разработчики Интернет-систем обратились к нам за тем, чтобы мы дали аналогичный шлюз, который есть на ММВБ. Шлюз этот в данный момент нами разрабатывается. <BR>Думаю, что в скором времени он появится. Все сидящие здесь заинтересованы в том, чтобы снизить издержки у своих клиентов. <BR>Мы заинтересованы в том, чтобы снизить издержки у вас, соответственно вы заинтересованы в том, чтобы снизить издержки у ваших клиентов". <BR><BR>Роман Горюнов:<BR>"В Москве уже появились брокерские компании, которые распространяют системы для торговли бесплатно". <BR><BR>Андрей Охапкин:<BR>"В таком случае за них платят брокеры. Разработчика системы вы не обманете, сколько он просит денег, столько вы и заплатите".<BR><BR>Николай Завилейский:<BR>"Сам по себе доступ через Интернет вопросов для клиентов не решает. <BR>Вопросы будут решены только в том случае, если это будет полноценное рабочее место, позволяющее отслеживать новости, проводить технический анализ. Cтоимость Интернет-систем - вопрос болезненный для всех. Мы все хотим изменить эту ситуацию. Я думаю, что если каким-то образом мы можем сформировать общее мнение, то стоимость услуг может быть снижена".