Стоимость аудита зависит от авторитета компании

Единой цены на рынке аудиторских услуг нет, а стоимость выполняемых работ определяется путем переговоров исполнителя и заказчика. Однако существует ряд объективных факторов, определяющих ценообразование в сфере аудита.

<BR><BR>Единой цены на рынке аудиторских услуг нет, а стоимость выполняемых работ определяется путем переговоров исполнителя и заказчика. Однако существует ряд объективных факторов, определяющих ценообразование в сфере аудита. <BR>Базой для установления цены являются трудовые затраты. Именно они определяют некий минимум, ниже которого предоставляемая услуга уже "не аудит". Ну, а верхняя планка ограничивается только платежеспособностью клиента. <BR>Не секрет, что высокие расценки некоторых уважаемых аудиторских компаний объясняются не соответствующим качеством услуги, а авторитетом исполнителя работ. <BR>Аудиторы с более низким уровнем стоимости услуг могут выполнять работы также качественно. Но они не имеют имени, а оно на рынке аудиторских услуг стоит дорого. <BR>Согласно опросу "ДП", в компаниях, принимающих участие в рейтинге, средняя стоимость одного часа работы аудиторов находится в пределах от $7 до $60.<BR><BR><B>Результат компромисса</B><BR>По мнению аудиторов, ценообразование является вопросом торга, и договорная цена становится результатом сложного и трудного компромисса. Кроме того, в ответах руководителей не раз подчеркивалась проблема профессионализма сотрудников - это еще один фактор, определяющий цену. <BR>Есть и частные случаи: "Бывают настолько интересные спорные вопросы, что мы выступаем на стороне клиентов и предлагаем им минимальные расценки", - говорит генеральный директор ЗАО "Консалт" Татьяна Ермилова. Наличие опыта решения подобных вопросов позволяет быстро оценивать стоимость услуги. <BR>Предварительная экспертиза для определения размера трудозатрат у многих фирм проводится бесплатно. <BR>Существующие системы скидок у фирм различны и также определяются политикой: если одни предоставляют скидки только что обратившимся клиентам, то другие компании удешевляют услуги постоянным клиентам, которые в комплексе обойдутся дешевле. <BR><BR><B>Ценовой разброс</B><BR>В оценке самих аудиторов стоимость одного часа работы зависит от того объема, который берет на себя специалист. Диапазон достаточно большой (см. иллюстрацию). <BR>В большинстве случаев аудиторские компании оценивают свои услуги из стоимости человека-часа. Эрудированность аудитора в области бухгалтерского учета и налогообложения, способность оперативно принимать правильные решения, степень сложности решаемых им задач повышают стоимость работ. С другой стороны, цена одного часа может быть "компенсирована" большим количеством человеко-часов. Чем больше заказ, тем ниже расценки. <BR>Кроме того, стоимость одного часа работы аудитора зависит и от профессионализма сотрудников предприятия-клиента. В том числе от квалификации специалистов, ответственных за состояние бухгалтерского учета, от правильности оформления предоставленных документов. Немаловажным фактором является и то, ведется ли бухгалтерский учет с помощью компьютера или аудитор пытается разобраться в толстых пыльных папках. <BR>Стоимость услуг аудиторских фирм Петербурга традиционно на 25-30% ниже, чем в Москве.<BR><BR><BR><B>Страшный демпинг</B><BR>Одной из проблем, волнующих профессионалов, является наличие на рынке демпинговых цен. Общий вывод: на услуги с ценами ниже себестоимости имеется устойчивый спрос. Поэтому существует и предложение со стороны участников рынка. Демпинг как один из инструментов конкурентной борьбы востребован там, где цена является определяющей при принятии решения о размещении заказа.<BR>Имеются различные причины существования этого пагубного для рынка явления. "Часто наличие демпинга обусловлено просто желанием выжить в сложных условиях конкуренции, но при этом значительно страдает качество предоставляемых услуг", - считает управляющий ООО "Институт проблем предпринимательства" Елена Бычкова.<BR>"Кто-то занижает цену, для того чтобы сейчас заполучить конкретного клиента, в надежде вернуться к своим обычным расценкам в будущем", - рассуждает генеральный директор ЗАО "АСП-Аудит" Виктор Лавров. <BR>Аудиторов, которые выдают "положительные заключения, не осуществляя проверку отчетности (то есть ставят "колотушку"), коллеги называют "колотушечниками". По оценкам специалистов, среди тех, кто "демпингует", таких большинство. "Колотушки" достаточно распространены, так как существуют клиенты, которым важно не качество услуг, а лишь наличие самого положительного заключения. <BR>"С другой стороны, клиенты не верят в качество услуг, предоставляемых аудиторскими фирмами, и им практически не нужны советы. Им требуется лишь довольно непристрастное аудиторское заключение", - такова точка зрения президента ЗАО "Объединенная консалтинговая группа" Виталия Антощенко. <BR>