Судостроение берет курс на автоматизацию управления

Текущий год может стать переломным в сфере внедрения информационных систем на судостроительных предприятиях Северо-Западного региона.

<BR><BR>Текущий год может стать переломным в сфере внедрения информационных систем на судостроительных предприятиях Северо-Западного региона. <BR>Автоматизация процесса управления, производства и проектирования является одним из главных факторов конкурентоспособности отечественных кораблестроителей. И руководители компаний хорошо поняли это. Поэтому интерес к проблеме внедрения информационных технологий со стороны предприятий отрасли очень велик. Об этом можно судить по количеству участников семинара "Информационные технологии в судостроении - 2000", который прошел в июне этого года в петербургском ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". <BR>Мероприятие привлекло 250 человек, представляющих 94 предприятия Северо-Запада и других регионов. "Когда мы задумали провести семинар, то на такое количество участников не рассчитывали. Несомненно, судостроительные предприятия в 2000 году начали более активно внедрять информационные технологии. Хотя есть компании, которые занимаются этим уже не один год и многое сделали в области автоматизации управления и проектирования. Например, ОАО "Балтийский завод". Изменения в политике судостроительных компаний связаны с возрастающей конкуренцией на мировом рынке. Становится очень тяжело соперничать с верфями Азиатского региона. Да и российские предприятия все чаще перехватывают друг у друга заказы. Например, верфи Северодвинска составляют серьезную конкуренцию петербургским судостроителям", - рассказал помощник генерального директора по информационным технологиям ОАО "Северная верфь" Сергей Макеев.<BR><BR><B>Судостроительный конвейер</B><BR>Со стапелей одной из южнокорейских верфей ежегодно сходит по 60 судов. Получается, что каждую неделю заканчивается строительство одного судна. Верфям Северо-Запада еще не удается развить такую скорость. Нужно вкладывать большие деньги в техническое перевооружение, но пока крупные инвестиции в отрасль не пошли. <BR>Существенно сократить сроки выполнения заказа можно за счет внедрения информационных технологий. В первую очередь за счет автоматизации управления и проектирования, которая потребует значительно меньшего объема средств по сравнению с полным переоснащением производства в соответствии с современными требованиями. <BR>Благодаря информационным технологиям время проектирования можно сократить вдвое, а производственные издержки на 30-40%. "За год работы над внедрением комплексной информационной системы объем обрабатываемых данных увеличился в 4-5 раз. Поэтому не только сроки сокращаются, но и характеристики собираемых судов улучшаются. Потому что прежде часть информации обработать не было возможности", - говорит Сергей Макеев.<BR><BR><B>Интеграция с проектантами</B><BR>"Северная верфь" закончила второй этап внедрения комплексной информационной системы (КИС). В локальную сеть соединено 220 рабочих мест при общей численности 2700 человек. Это неплохой показатель для России. До конца года завершится третий этап, и в общую сеть будет объединено 500 рабочих мест, что соответствует уровню автоматизации управления на западных верфях. <BR>Предприятие планирует совместить систему проектирования и систему управления производством. Уже созданы в электронном виде нормативы и базы данных, в которых нуждается проектант. Таким образом, изменения в проект можно вносить в процессе его создания. Следовательно, появляется возможность существенно сокращать сроки выполнения заказа.<BR>"Северная верфь" недавно впервые получила всю документацию от нижегородского конструкторского бюро "Вымпел" в электронном варианте. <BR>Правда, в бумажном виде она также пересылалась. На всякий случай. <BR>"Раньше информационные системы проектных учреждений и заводов существовали автономно. Сейчас идет процесс интеграции. Чтобы завершить его, нам и заводам нужно приобрести еще многое из компьютерной техники и программного обеспечения", - утверждает генеральный директор АО "Вымпел" Вячеслав Шаталов. <BR><BR><B>Вышли на первые роли</B><BR>Наиболее продвинутым в области внедрения информационных технологий среди судостроительных предприятий региона является ОАО "Балтийский завод". Руководство этой компании решилось на внедрение такой информационной системы, как BAAN. Она установлена на многих крупных предприятиях мира, но в России ее освоение идет с трудом. Дело в том, что зарубежные КИС сложно подстраивать под российские условия ведения бизнеса. Тем не менее контракт с "BAAN-Евразия" заключен весной этого года. Сейчас идет подготовка проектного решения, проводится обследование завода. Первый этап завершится осенью. Системой будет охвачено около 200 рабочих мест. <BR>"Решение принято на самом высоком уровне. Назначен руководитель проекта. Ему должны подчиняться все задействованные в проекте сотрудники. Ответственность велика, поскольку будут вложены большие деньги и требуется результат", - говорит Андрей Симонов, заместитель директора по управлению, начальник отдела развития информационных технологий ОАО "Балтийский завод". <BR>По словам Сергея Макеева, проблема недооценки роли специалистов по информационным технологиям высшим руководством предприятий стоит уже не так остро для судостроительных компаний Петербурга. IT-менеджеры теперь могут влиять на стратегию развития предприятий.