На дворе трава, на траве - садовый гномик

Если в трех соснах затерялась апельсиновая роща, по одну строну дома раскинулся регулярный парк, а по другую - сад камней, где разгуливают садовые гномики, то на даче завелся ландшафтный дизайн.

<BR><BR>Если в трех соснах затерялась апельсиновая роща, по одну строну дома раскинулся регулярный парк, а по другую - сад камней, где разгуливают садовые гномики, то на даче завелся ландшафтный дизайн.<BR>За последние 10 лет вокруг Петербурга выросло немало капитальных сооружений, в обиходе именуемых особняками, коттеджами и дачами. Вполне логично, что их владельцы решили расцветить свою "беспорядочную" загородную жизнь. В результате, по оценкам участников рынка, сегодня спрос на ландшафтный дизайн превышает предложение: петербургские фирмы, все вместе взятые, в сезон - с апреля по ноябрь - могут капитально "окучить" лишь около 1000 участков. Емкость же садово-паркового рынка Петербурга - 150-200 млн рублей в год.<BR>Впрочем, владельцы особняков до сих пор крайне противоречиво относятся к ландшафтам на собственных участках.<BR>"У меня уже есть несколько розариев, я планирую вымостить дорогу к подъезду, оборудовать бассейн, и... не закончить на этом. Для того чтобы радовался глаз, я готов потратить еще несколько десятков тысяч долларов", - поведал Игорь Вячеславович, дачник и президент одного из петербургских концернов.<BR>"Единственное, что я сделал, купив себе недавно дачу под Выборгом, - сразу же засеял ее картошкой", - заявил директор по транспорту АООТ "Интуравтосервис" Вячеслав Пономарев.<BR><BR><B>Голова садовая</B><BR>О любви россиян с высоким уровнем дохода к французским и английским паркам много написано в классической литературе. После 1917 года история ландшафтного дизайна прервалась: новых парков и садов, равно как и специалистов, стало появляться все меньше. Профессионалы концентрировались только вокруг Лесотехнической академии и Ботанического сада. О садовом дизайне, вернее, о том, что его нет, вспомнили на рубеже 1990-х, вместе с развитием частной архитектуры.<BR>"Динамика роста клиентов, несомненно, есть: клиентов даже приходится выстраивать в очередь, - отмечает менеджер ООО "Динос-парк" Наталья Андреева. - Однако, по нашим наблюдениям, бизнес, скорее, растет за счет увеличения предложения и качества услуг, к которым все время обращаются постоянные клиенты". <BR>Несколько десятков фирм, которые предлагают сегодня в Петербурге ландшафтные услуги, можно разделить на три категории. Это компании, созданные на основе госструктур, все еще культивирующие "советские культуры", частные семейные предприятия из одного-двух человек, выполняющих небольшие заказы. Третья категория - подразделения концернов, как, например, "БиК"; или самостоятельные большие предприятия, как, например, ООО "Динос-парк". В более дешевой ценовой нише работают ООО "Ромфорд Парк", "Семирамида", "Нескучный сад" и др. <BR>Однако на сложные или нестандартные работы до сих пор приходится выписывать специалистов из- за границы. К подобным заказам относятся такие тонкие вещи, как акустические сады, в которых можно, например, инсценировать эффект эха, трубы или выстроить звуконепроницаемую "тайную" беседку (известно, что туя способна поглощать до 20% любого звука). <BR>Специалисты говорят, что полноценная комплексная работа с одним клиентом может длиться 2-3 года. "Нельзя заставить родить за месяц 9 беременных женщин", - уточняет исполнительный директор компании "Ромфорд Парк" Юлия Каширина.<BR>Первой частью работы является составление архитектурного плана ($200-500). Претворение же этого плана в жизнь обходится заказчику от $1000 за 1 сотку и выше. После этого некоторые заказчики или переходят на постоянное обслуживание, или нанимают садовника, услуги которого оцениваются в $200-300 в месяц. По прогнозам специалистов, рынок садового труда в ближайшие годы будет интенсивно расти. <BR>Другими и наиболее востребованными фигурантами рынка являются поставщики: большинство компаний, предлагающих ландшафты, собственных питомников пока не имеют. В итоге самые живучие в нашем климате растения, выращенные под Петербургом и в Прибалтике, занимают лишь 10% рынка. Кстати, к их числу относятся не только ели, дубы и березы, но и абрикосы, персики и целых 12 сортов винограда. Большую же часть растений, как правило, экспортируют из Голландии, Венгрии, Молдавии и Украины.<BR><BR><B>Как у Шекспира</B><BR>Юлия Каширина одной из первых среди озеленителей превратила свое увлечение в бизнес. С детства она мечтала стать лесником. Это специфическое желание было парировано родителями, которые переориентировали Юлию на химический факультет ЛГУ. "Природные" наклонности Юлии еще раз дали о себе знать в фирме "Лето", куда она отправилась на пикировку (пересаживание растений в горшочки) и где дослужила до бригадира. <BR>С начала 1990-х Юлия Каширина стала принимать частные заказы: "Однако первые нестандартные запросы появились лет 6 назад, когда меня попросили на клумбе перед домом вырастить российский флаг. Я очень удивилась, но с тех пор подобные заказы многократно повторялись. Вообще, петербургские заказчики ландшафта - самая интеллектуальная публика, знающая историю своей местности, что отмечают и западные специалисты. И если в Ораниенбауме заказывают апельсиновую оранжерею, то ссылаются на Петра, которому некогда удалось сделать то же самое. А если в Стрельне просят вырастить кедры, то вспоминают знаменитую стрельненскую кедровую аллею. Последний необычный заказ был связан с Шекспировским садиком, в котором можно было найти все растения, упомянутые в его пьесах".<BR><BR><BR><B> Серо-буро-малиновый</B><BR>Как известно, клиенты вольны менять свои желания, как перчатки. Это продемонстрировал случай, когда одному из заказчиков понадобилось каждую неделю "переделывать" вид из окна: в один месяц у него проходило три торжества, на которые должны были съезжаться одни и те же люди. В итоге дизайнеры появлялись в пятницу, проводили "раскопки", и в первый понедельник после них остались зелено-голубые тона, во второй - фейерверк ярких цветов, а в третий - классический стиль: розы и хвойник. <BR>Мода на ландшафт меняется чуть реже, каждый сезон, хотя тенденции живут немного дольше. Так, комфортабельные бассейны ныне уже не так актуальны, как раньше. Сегодня наблюдается спрос на все восточное, включающее в себя сухие ручьи и сады камней, которые обойдутся новообращенному "азиату" примерно в 80 тыс. рублей. Восточная лаконичность принесла с собой выразительную простоту злаковых, вереска, рододендронов и повлияла на популярность одноколорных садов. Вырастив синий, оранжевый или красный сад, к следующему лету можно уже будет оказаться на самом гребне моды. Однако европейские аксессуары - керамические башмаки и садовые гномики, кованые фонарики и оградки, деревянные беседки и шпалеры все еще можно увидеть возле особняков. Другая линия пришла только в этом сезоне вместе с волной здорового образа жизни, "расчистив место" для мини-гольфа (120 тыс. рублей), аптечной лакуны ценой от 40-50 тыс. рублей и "естественных" земляничных полян.