Русский бизнес штурмует Финляндию

Уже год в маленьком финском городе Лаппенранта работает магазин, торгующий российской мебелью.

<BR><BR>Уже год в маленьком финском городе Лаппенранта работает магазин, торгующий российской мебелью.<BR>Магазин уникален тем, что открыл его петербургский производитель мебели ООО "Салотти". "Когда мы открывались, главной новостью финских газет было то, что это первый русский магазин. Так как вообще-то российской мебелью в Финляндии торговали уже и до нас, кажется, итальянская фирма", - говорит Ольга Панкевич, директор магазина "Альба-Салотти" в Финляндии. Идея открытия здесь своего магазина зародилась у Ольги после поездки в Финляндию. "Мы увидели, что мебель того же уровня, что и российского производства, у финнов в 2 раза дороже. Решили узнать, во что обойдется вывозить сюда нашу мебель, и обнаружили, что пошлин не существует. Это нас вдохновило", - вспоминает Ольга Панкевич.<BR><BR><B>Подготовка к бою</B><BR>В процессе регистрации предприятия в Финляндии российские предприниматели выяснили, что чиновничья лестница, которую им необходимо пройти, не намного короче российской. "Для начала мы нашли переводчика. Это просто, так как в Лаппенранте более половины населения - русские. Затем выяснилось, что по финским законам необходимо, чтобы среди учредителей было как минимум два гражданина Финляндии. Это также оказалось несложно, ведь чтобы стать соучредителем, достаточно небольшой, формальной суммы", - рассказывает Ольга Панкевич. Кроме того, к великой радости россиян, форма собственности позволила, чтобы финские соучредители не имели права принимать решения, оставаясь лишь владельцами доли (аналог отечественного товарищества на вере или коммандитного товарищества). Далее началась регистрация.<BR><BR><B>Административные баталии</B><BR>Как и в других европейских странах, например в Германии (см. "ДП" №35/2000), оформлением документов на регистрацию занимается нотариус. Ему необходимы лишь пожелания бизнесменов относительно своего предприятия. Он сам составляет устав и прочие регистрационные документы. "Главное - указать в уставе сферы деятельности: финские органы надзора относятся к этому очень трепетно. Мы, например, помимо торговли мебелью указали и деревообработку. Мало ли чем предстоит заниматься в будущем", - делится опытом Ольга Панкевич. <BR>Работа с нотариусом отняла 2 недели, затем фирма получила разрешение на регистрацию, оплатила все необходимые пошлины (всего ушло около $3000). Потом прошло еще 1,5 месяца, прежде чем выдали свидетельство о регистрации. "Срок большой, но нервов потратили не много: бумаги ходят сами по себе, а не как у нас: сидишь в очереди то к одному чиновнику, то к другому. Затем сняли помещение 140 м2 за FIM5600 в месяц и приступили к работе", - рассказывает Ольга Панкевич.<BR><BR><B>День победы</B><BR>"Открытие любого заведения в Финляндии - это всегда маленький праздник. Фирма, по традиции, должна устроить презентацию. Мы разослали 50 приглашений, в том числе представителям банка, в котором открыли счет, в газеты, на телевидение, радио. Получилось довольно помпезно. Эта шумиха и сыграла нам на руку. Первое время покупателей было очень много. Но постепенно финны, видимо, привыкли, что есть русский магазин, и интерес к нему немного угас", - констатирует Ольга Панкевич. Но ООО "Салотти", петербургский владелец финского магазина, не собирается отступать. "Мы знаем точно, что у нас есть потенциал увеличения продаж. Просто необходимо вкладываться в рекламу. Финны ведь не бегают по мебельным магазинам. Всю информацию о товарах они привыкли получать из газет. Реклама не дешева, например, 1/2 полосы 4-цветной печати стоит FIM5-6 тыс.", - считает Ольга Панкевич.<BR>Кроме того, за год торговли стало ясно, что необходимо учитывать разницу во вкусах. По словам продавцов финского магазина, если в Петербурге в моде мебель ярких цветов - синего, красного, желтого, то финнам больше по душе блеклые - болотный, салатный и им подобные.