00:0014 июня 200000:00
17просмотров
00:0014 июня 2000
Петербургские публичные компании растут
<BR><BR><B>Петербургские публичные компании растут</B><BR>Газета "Деловой Петербург" совместно с финансовой группой "Гамма" составила четвертый рейтинг региональных публичных компаний. <BR>Основной вывод - крупные петербургские компании растут огромными темпами, в несколько раз превышающими динамику официальных статистических показателей. <BR>Если по итогам 1998 года наибольший рост показали предприятия пищевой промышленности, особенно пивовары, то по итогам 1999 года к ним добавились и предприятия тяжелой промышленности. <BR><BR><B>Верфь выплывает на миноносцах</B><BR>Лидером по выручке от реализации, балансовой прибыли и темпам роста стало ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". <BR>Оно добилось небывалой выручки (почти 10 млрд рублей) за счет выполнения экспортного военного контракта на постройку двух эскадренных миноносцев для Китая. <BR>Стоимость контракта, подписанного в ноябре 1997 года, составляет $690 млн. Первый эсминец был сдан как раз к окончанию 1999 финансового года. <BR>Второй корабль завод сдает в конце 2000 года. Таким образом, финансовые показатели этого года тоже будут высокими. Однако на этом устойчивый рост "Северной верфи" может прекратиться. Перспектива поставки за рубеж военных кораблей существует пока только на словах. А Россия, по самым оптимистичным прогнозам, начнет строить надводный флот не раньше 2005 года.<BR>Кроме того, "Северная верфь" до сих пор "кормится" старыми заказами. Первый из строящихся сейчас для Китая эсминцев был заложен еще в 1992 году. Первоначально оба корабля предназначались для ВМФ России, однако средств на их достройку у государства не хватило.<BR>В ближайшие год-два верфь в лучшем случае получит заказ на модернизацию двух эсминцев, выведенных из состава Военно-морского флота России и предназначенных для поставки в Китай. <BR>Но с этим контрактом могут возникнуть "политические" сложности. Дело в том, что в комплекте с эсминцами Россия поставляет в Китай и вооружение - противокорабельные крылатые ракеты "Москит" производства ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" (Приморский край). Это сверхзвуковые ракеты с противозенитным маневром. Против поставок этого оружия из России в Китай выступает конгресс США. С одной стороны, США демонстрируют поддержку Тайваня, на который и собирается напасть Китай, получив вооруженные "Москитами" эсминцы. С другой стороны, американский конгресс требует от России прекратить поставки противокорабельных ракет, угрожая отказать в реструктуризации внешнего долга.<BR>Доля работ по ремонту военных кораблей, а также гражданских заказов на "Северной верфи" незначительна. До конца лета 2000 года ОАО "Северо-Западное пароходство" рассмотрит целесообразность размещения на верфи заказа на постройку 10 сухогрузов класса "река-море", который оценивается в $50-60 млн. Однако даже получив этот заказ, судоверфь загрузит свои мощности лишь на 20% и только в течение 3 лет. <BR><BR><B>Экспортеры бьют в десятку</B><BR>На пятки "Северной верфи" скоро будет наступать ее коллега Балтийский завод, однако раздобыть баланс завода оказалось делом проблематичным, по причине чего он в таблице не указан. <BR>Рост показателей этого предприятия также объясняется строительством военных кораблей на экспорт. Одновременно с подписанием в ноябре 1997 года межправительственного соглашения на поставку эсминцев в Китай Россия заключила контракт на строительство трех фрегатов для Военно-морских сил Индии. Заказ стоимостью около $1 млрд получил Балтийский завод. Первый фрегат был заложен в марте 1999 года. Сейчас в постройке находятся уже все три корабля. Через год, в июне 2001 года, головной корабль отправится на ходовые испытания, а в мае 2002 года - будет сдан заказчику.<BR>Сейчас "Балтийский" платит самую высокую заработную плату по сравнению со всеми промышленными предприятиями Петербурга. Средний заработок сотрудника Балтийского завода превышает 6000 рублей в месяц.<BR>Строительство кораблей для восточных государств позволило петербургским судостроителям стать прибыльными компаниями. До 1999 года они не только не имели чистой прибыли, но показывали убытки и от финансово-хозяйственной деятельности. <BR>К числу крупных судостроительных акционерных компаний Петербурга относится и ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз", которое, однако, по объемам производства сильно уступает другим судостроителям. <BR>При получении значительных заказов "Алмаз", занимающий скромное место в пятом десятке, может вырасти больше других петербургских компаний.<BR>У "Алмаза" основную продукцию составляют не экспортные заказы, а сторожевые катера для Федеральной пограничной службы. С экспортом у "Алмаза", напротив, возникли проблемы. В отчетном году судостроительная фирма получила заказ стоимостью около $40 млн на поставку двух таких же сторожевых катеров во Вьетнам. Однако заказ до сих пор не оплачен, а корпуса кораблей уже готовы. В 2000-2001 годах неприятности "Алмаза" должен компенсировать полученный в январе нынешнего года заказ Министерства национальной обороны Греции на поставку двух десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП). Один ДКВП "Алмаз" модернизирует, другой - построит с нуля. Оба корабля будут поставлены заказчику в 2001 году. <BR><BR><B>Машиностроители ждут роста</B><BR>Крупные машиностроительные предприятия Петербурга в 1999 году не продемонстрировали ошеломительного роста объемов выручки. Так, выручка ОАО "Ижорские заводы", несмотря на инфляцию, увеличилась всего на 35%. Предприятие по-прежнему убыточно, то есть не показывает чистой прибыли. Однако по итогам 1999 года "Ижорские" добились значительной прибыли от реализации продукции и услуг. В предыдущем году и этот показатель был минусовым.<BR>Существенного роста финансовых показателей Ижорские заводы добьются только в 2001-2002 годах. Именно в этот период пойдут основные денежные поступления по экспортным контрактам на изготовление внутрикорпусного оборудования для реакторов атомных электростанций (АЭС). Крупнейшие из них - АЭС "Бушер" (Иран) и Ляньюнганская АЭС (Китай). Оба заказа общей стоимостью около $500 млн получены в 1998 году. Предприятие также выпускает оборудование для оснащения АЭС на Украине, в России, Болгарии, Индии.<BR>Одинаковый с Ижорскими заводами уровень выручки (2,4 млн рублей) показал в 1999 году Кировский завод. Это тоже не слишком высокий рост по сравнению с кризисным 1998 годом. <BR>Правда, данная выручка не является показателем деятельности ОАО "Кировский завод". Это консолидированный показатель, отражающий работу его дочерних предприятий. Он является скорее демонстрационным, чем экономическим фактором. Дивиденды акционерам эмитент платит из прибыли, заработанной непосредственно ОАО "Кировский завод", в основном за счет сдачи в аренду "дочкам" производственных мощностей. <BR>Дочерние компании, как было отмечено на годовом собрании акционеров "Кировского", дивидендов не платят. Всего у "Кировского" 38 дочерних обществ, в 29 он имеет по 100% акций. <BR>Главной среди "дочек" является ЗАО "Металлургический завод "Петросталь", в 1999 году обеспечившее 77,2% объема производства всех "дочек" "Кировского". На втором месте ЗАО "Петербургский тракторный завод", поставившее в общий котел 20,8% продукции.<BR><BR><B>"Миллионники" подгоняют</B><BR>Небольшого прироста выручки в 1999 году добились и предприятия энергетического машиностроения: Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), "Электросила", Завод турбинных лопаток (ЗТЛ). Так, объемы продаж "Электросилы", сократившиеся в 1998 году, вновь стали расти. Падение выручки 1998 года, скорее всего, было вызвано снизившимся по сравнению с 1997 годом выпуском основной продукции - турбогенераторов. В 1997 году "Электросила" выпустила 14 турбогенераторов, в том числе два - на экспорт. В 1998 году выпуск этого вида продукции упал до 11 штук. В 1999 году турбогенераторы вновь пошли в рост: выпущено 16 штук.<BR>Однако в целом рост выручки энергомашиностроителей в 1999 году был незначительным. Резкий рост объемов продаж отрасли придется на 2001-2002 годы, когда заводы будут поставлять оборудование для Ляньюнганской АЭС и АЭС "Бушер". Контракты на выпуск атомных турбин-"миллионников" (мощностью 1000 МВт) ЛМЗ подписал в июле 1999 года. "Электросила" получила заказ на выпуск первого турбогенератора-"миллионника" для АЭС "Бушер" в июне прошлого года, заказ на выпуск оборудования для Ляньюнганской АЭС находится в проработке.<BR>Общая стоимость заказов, которые предстоит выполнить энергомашиностроителям, составляет сотни миллионов долларов. <BR>Кроме экспорта в дальнее и ближнее зарубежье энергомашиностроители делают ставку на заказы по замене изношенного оборудования (турбин и генераторов) электростанций России. Здесь главным заказчиком станут региональные подразделения РАО "ЕЭС". В ближайшие 5 лет энергетики вынуждены будут обновить более 50% мощностей. Это сулит энергомашиностроителям заказы на выпуск более 400 генераторов и такого же количества турбин. Объемы заказов исчисляются миллиардами долларов. <BR>Между тем энергетикам еще предстоит найти деньги на замену парка оборудования. А глядя на финансовое состояние петербургского поставщика электричества - ОАО "Ленэнерго", трудно представить, что компания сможет сделать серьезные инвестиции в обновление энергоагрегатов. <BR>Наиболее значительный рост выручки показал машиностроительный завод "Арсенал". Она увеличилась в 6,4 раза, до уровня 418 млн рублей. <BR><BR><B>Монополисты - в проигрыше</B><BR>Наименьшие темпы роста в 1999 году показали естественные монополисты: дочерние компании ОАО "Связьинвест" и ОАО "Ленэнерго" - энергетический монополист. <BR>Это связано с тем, что тарифы монополистов регулируются государством и, как правило, являются меньше тех, в которых заинтересован монополист. <BR>Выручка от реализации компаний связи оказалась ненамного выше показателей 1998 года. Наибольшего прироста добилась "Ленсвязь" - областной оператор связи (43,7%), наименьшего - "СПб телеграф" - 19,5%. <BR>Показав немного больший темп роста, ОАО "Санкт-Петербургский междугородный международный телефон" по выручке от реализации впервые обогнало ОАО "Петербургская телефонная сеть". <BR>Учитывая предстоящее присоединение "СПб телеграфа" и "СПб ММТ" к "ПТС", в Петербурге появится компания, которая существенно поднимется в рейтинге. <BR>Суммарная выручка от реализации трех компаний в 1999 году составляла 2,8 млрд рублей, что соответствует 4-му месту в рейтинге "ДП-50". <BR>Даже небольшие, по меркам 1999 года, темпы роста у монополистов все же в десятки раз превышают темпы роста компаний в 1998 году. Тогда "Ленэнерго" увеличило выручку всего на 2,5%, ПТС - на 3,4%, ММТ - на 8,9%, а "Ленсвязь" - на 6,5%. <BR><BR><B>Пивовары стремятся в небо</B><BR>Огромными темпами продолжают расти петербургские пивовары. В десятке рейтинга "ДП" уже присутствуют как ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", так и ОАО "Комбинат им. Степана Разина". <BR>В 1998 году "Балтике" удалось увеличить продажи в 2 раза, а "Степану Разину" - в 2,7 раза. По сравнению с 1997 годом "Балтика" увеличила объем продаж в 3,8 раза, а "Степан Разин" - в 16 раз. <BR>Если "Балтика" продолжит расти такими темпами, то уже по итогам 2000 года может обойти "Ленэнерго". <BR>Всего лишь одна компания закончила год с уменьшением выручки по сравнению с 1998 годом: ОАО "Северо-Западное пароходство". Это может быть связано с переводом части оборотов в дочерние компании холдинга.<BR><BR><B>Балансовая прибыль</B><BR>Лидерство в объеме производства не всегда означает лидерство и в объеме полученной прибыли - конечном результате любого бизнеса. <BR>Несмотря на то что компании в ряде случаев стремятся минимизировать балансовую прибыль (прибыль отчетного периода) с целью снижения налогооблагаемой базы, у ряда компаний даже официальная прибыль все равно составляет огромные суммы. <BR>Наибольший объем балансовой прибыли показала та же "Северная верфь" (более 4 млрд рублей). Правда, этот результат не показателен, так как компания в последние годы в процессе выполнения заказа получала, по данным бухучета, убытки. В частности, гигантский балансовый убыток был у общества в 1998 году (более 2 млрд рублей). <BR>Очень прибыльно работает "Балтика" - балансовая прибыль компании в 1999 году превысила 1,6 млрд рублей. Более 200 млн рублей балансовой прибыли получили также Кировский завод, ЛМЗ, "СПб ММТ", "Ленсвязь", "Красный Октябрь", Петролеспорт. <BR>В рейтинге стало меньше убыточных компаний. Среди них - машиностроительный завод "Арсенал", "Красный Выборжец", молочная компания "Роска". <BR><BR>"ДП" благодарит за оказанную поддержку в составлении рейтинга Екатерину Васильеву и Дмитрия Геркусова (финансовая группа "Гамма"). <BR><BR>Валерий Венков, <BR>генеральный директор ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь": <BR>"При выполнении в текущем году всех поставленных перед заводом задач - а они предполагают передачу инозаказчику второго экспортного эсминца и ЗИПа длительной эксплуатации в рамках этого контракта, а также завершение ремонта двух больших противолодочных кораблей для отечественного ВМФ - структура заводского баланса в 2000 году не претерпит значительных изменений по сравнению с прошлым годом. Если же говорить о тенденциях, которые будут определять более отдаленную перспективу "Северной верфи", то понятно, что, как и на других судостроительных заводах, она будет зависеть от степени совпадения системы заводских целей и той системы условий, которые способно предложить государство для предприятий, ориентированных на экспорт высокотехнологичной продукции".