Система образования готовится к абитуриентским приливам и отливам

Пик рождаемости в Петербурге пришелся на 1987 год: тогда на свет появилось 74.065 детей. В 2005 году они закончат среднюю школу, и некоторые понесут документы в вузы города.

<BR><BR>Пик рождаемости в Петербурге пришелся на 1987 год: тогда на свет появилось 74.065 детей. В 2005 году они закончат среднюю школу, и некоторые понесут документы в вузы города.<BR>По словам Александра Соловьева, начальника отдела анализа рынка труда Департамента федеральной государственной службы занятости (ФГСЗ) по Петербургу, большая часть выпускников школ направляется поступать в вузы: "В последние 4-5 лет весьма активна динамика прироста поступающих в вузы на очное и заочное отделения; особых изменений численности поступающих на вечерние отделения нет. Средние специальные учебные заведения оканчивает где-то 16-18 тысяч человек в год. Доля среднего профессионального образования постепенно снижается. По вузам происходит заметное изменение. В первую очередь оно обусловлено приемом парней: юноши стремятся не попасть в армию. Для девушек же основными мотивами поступления являются престиж образования, получение квалификации и возможность по окончании получить хорошую работу".<BR>"Сейчас в Петербурге примерно 63 тысячи 17-летних, к 2005 году их будет 70 тысяч, а потом пойдет снижение. Но 60 тысяч будет еще какое-то время. А вот где-то после 2008-2010 годов действительно произойдет сокращение поколения выпускников школ практически наполовину, и будет тяжело", - продолжает Александр Соловьев.<BR><BR><B>Резкий спад</B><BR>"Недавно в Смольном, на региональной конференции работников образования, - вспоминает Виктор Вениаминов, ректор Международного банковского института, - докладывали аналогичные цифры, но по ним получалось, что как раз резкий спад будет в 2003-2005 годах, так что вы меня обрадовали. А докладывал эти цифры исследователь, у которого были данные по городам и районам Северо-Запада".<BR>Можно предположить, что подавляющее большинство учреждений образования как средних, так и высших просто не располагает развернутыми сведениями о рождаемости и перспективах притока абитуриента на ближайшие годы: кто-то знаком с данными по Петербургу, кто-то - по Северо-Западу, кто-то - по стране... Но планы своего развития составляют все. В том числе и система образования.<BR>"Сейчас, - утверждает Александр Соловьев, - тяжелые времена наступают для школы: шестилетки 1992-1993 годов рождения приходят в школу, и их чуть не вполовину меньше, чем в предшествующие годы. Подрастут дети этих кризисных по рождаемости лет для института где-то к 2010 году - и вот там уже будет эпопея довольно серьезная. Думаю, что вузы, наверное, сохранят и контингент студентов, и количество учебных мест за счет достаточно большого числа приезжих, и потери могут ощутить далеко не все вузы. Хотя, конечно, содержать иногородних и общежития труднее, и по подготовке петербургские ребята в большинстве своем сильнее, чем приезжие.<BR>Существенной волны высвобождения педагогов и преподавателей средних, а потом и высших учебных заведений может и не быть. Во всяком случае, когда мы процессы эти прогнозировали и планировали, учитывалось предстоящее снижение численности учащихся и студентов. Наполняемость школьных классов сегодня снижается, убирается сменность обучения - значит, будет то же число учителей на меньшее число учеников, курс этот на улучшение качества работы в школе сохранится, и выгонять учителей за ворота в массовом порядке, мы надеемся, никто не будет".<BR><BR><B>Шока не будет</B><BR>Шока, утверждает Виктор Вениаминов, от озвученных на конференции цифр сотрудники как государственных, так и негосударственных вузов не испытали: "Дело в том, что впервые Филиппов, министр образования, объявил эти данные на встрече с руководителями негосударственных вузов. Затем он их повторил на съезде негосударственных вузов, а потом на коллегии... И цифра пошла по России с таким акцентом, что наиболее кризисная ситуация будет в Москве и Петербурге. Прозвучало, что количество бюджетных мест в вузах, техникумах и ПТУ будет через 3-5 лет больше, чем выпускников школ. А затем я слышал, что речь идет о числе бюджетных мест в вузах, и это повторил Виктор Романов, председатель Совета ректоров города".<BR>Александр Соловьев говорит, что Департамент ФГСЗ рассчитывает на дополнительный приток иногородних студентов в вузы города: "По занятости в вузах трудно что-то сказать: очень большое совмещение. Многие преподаватели преподают не в одном месте, и число рабочих мест в вузах сегодня больше, чем преподавателей. Приходится учитывать и возрастной состав преподавателей - он весьма не мал сегодня, и их естественный уход может не восполняться".<BR><BR><B>Рождаемость падает</B><BR>Серафима Шевцова, заместитель начальника Управления ЗАГС Петербурга, говорит, что с 1987 года в Северной столице начала падать рождаемость: "Сегодня смертность превышает рождаемость примерно в 3 раза".<BR>Виктор Вениаминов полагает, что институт сохранит прием на нынешнем уровне: "У нас разработан план на следующие 5 лет. Хотя, конечно, есть и перспективный - на 10 лет. Через 2 года мы выходим на максимум приема по первому высшему образованию. Но мы не гонимся за количеством - группы по 18-20 человек, поток 50 человек. Это нормально. Конечно, группы, в которых изучают иностранные языки, еще меньше".<BR><BR><B>Прогноз разный</B><BR>Михаил Сметанин, ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного горного института, утверждает, что его институт не прогнозирует, какова будет численность поступивших в ближайшие годы: "Она у нас примерно на одном уровне. Петербургских и иногородних поступающих где-то 50 на 50 - один год тех бывает больше, другой - этих. У нас есть план поступления. Мы сами даем заявку, и ее утверждают - если и с поправками, то обычно с очень небольшими. Изменение числа потенциальных абитуриентов-петербуржцев на нас не сказывается - у нас есть базовые школы по стране".<BR>"На очное обучение, - рассказывает Виктор Вениаминов, - к нам поступает порядка 70% петербургских выпускников, остальные - со всей страны, вплоть до Магадана. Сейчас наступает нормальная конкуренция вузов - кто лучше предложит условия, у кого лучше программы обучения. Сервис тоже очень важен. Значение имеют компьютерная и иная техническая оснащенность, число студентов в группах, интерьер, питание, мебель - очень многое".<BR>"Все названные мною факторы, - подытоживает Александр Соловьев, - учитывались при прогнозировании ситуации с занятостью педагогов, численностью учащихся высших и средних учебных заведений: уменьшение числа учащихся в классах и группах, приток иногородних студентов и естественный уход преподавателей, средний возраст которых сегодня достаточно велик. Серьезных потрясений ожидать стоит вряд ли".