Библиотеки учатся зарабатывать деньги

Впоиске внебюджетных средств библиотеки делают ставку на проектную деятельность, сотрудничество с благотворительными фондами и коммерческими организациями. Расширение спектра платных услуг ощутимого дохода не приносит.

<BR><BR>Впоиске внебюджетных средств библиотеки делают ставку на проектную деятельность, сотрудничество с благотворительными фондами и коммерческими организациями. Расширение спектра платных услуг ощутимого дохода не приносит.<BR>"Официальной позицией органов управления библиотечным делом стала точка зрения, - комментирует заместитель директора по внешним связям и маркетингу Российской национальной библиотеки (РНБ) Елена Небогатикова, - что государственные ассигнования на развитие даже крупных, значимых библиотек должны сочетаться с активизацией их собственной деятельности по расширению финансовых возможностей". <BR>"В прошлом году бюджет выплатил нам 100% суммы, которую мы запрашивали, - рассказывает Сергей Серейчик, заведующий отделом развития Центральной городской публичной библиотеки им. Маяковского. - Но это далеко не та сумма, которую бы мы хотели". В библиотечной практике сложилось два основных направления получения доходов: "живыми" деньгами и товаром (книги, компьютеры и т.д.).<BR><BR><B>Прокат в пролете</B><BR>Одно из направлений библиотечного менеджмента - расширение спектра платных услуг для клиентов. Однако такой их вид, как "аренда" литературы, почему-то не очень распространен в Петербурге. <BR>"Нам проще отказать, чем брать за это деньги, - признается Сергей Серейчик. - Во-первых, когда у нас существовал прокат книг, библиотеке не раз были предъявлены судебные иски от читателей за то, что берутся деньги за книги, которые должны выдаваться бесплатно. Во-вторых, часто книги просто не возвращают. В юношеском зале, где существует ночной абонемент, мы столкнулись с этой проблемой особенно остро. На сумму залога 50 р. мы не можем купить новую книгу. Процент задолженности у нас около 50%, ежегодно мы теряем порядка 12 тысяч книг. У нас есть тариф за задержку книг: смешная сумма - 10 копеек в сутки. Но в первое время штрафов набиралось столько, что их доля была самой большой во всех внебюджетных средствах. А потом люди поняли, что можно либо возвращать книги вовремя, либо не возвращать совсем".<BR><BR><B>Внутренние резервы</B><BR>"Я не очень ратую за расширение платных услуг для читателей, так как по зарубежному опыту большой прибыли это не приносит, - продолжает Сергей Серейчик. - Это противоречит самой идее общедоступности публичных библиотек: если бы была потребность в платных - они бы уже создавались. Маркетинг нашей библиотеки заключается в продвижении новых услуг не с целью получения прибыли, а с целью получения финансирования от организаций". Работа с организациями выделяется в самостоятельное направление деятельности.<BR>Однако бизнес-структуры не очень-то заинтересованы в инвестициях в культуру. Исключения составляют западные компании: "У них менталитет другой", - поясняет Сергей Серейчик.<BR>Часто библиотеки имеют возможность получать средства из различных благотворительных фондов. "Прошлогодняя акция "Мировые бестселлеры в библиотеке Маяковского" принесла нам порядка $2000, но не в деньгах, а в виде книг. Чаще это для нас выгоднее", - говорит Сергей Серейчик.<BR>Еще один способ заработать - использование фондов библиотек. "Коммерческое использование фондов сводится к получению платы за копирование изданий или их переиздание с предоставлением эксклюзивного права на распространение, - рассказывает Елена Небогатикова. - Это служит источником дополнительных средств и вместе с тем увеличивает доступность к материалам из фондов. В ближайшей перспективе мы наметили производство и продажу изданий из фондов в электронном виде. Как и многие российские библиотеки, мы также продаем неиспользованную и устаревшую литературу". <BR>Около 38% внебюджетных доходов РНБ получает за счет работы собственного издательства, в том числе продажи изданных в нем книг. "Но значительно более прибыльными являются издательские услуги: компьютерный набор, верстка, сканирование, печать книг в мягкой обложке", - перечисляет Елена Небогатикова.<BR>"Мы предпринимаем усилия и для привлечения средств со стороны, - продолжает она. - В первую очередь это гранты, полученные на научные проекты. Как правило, эти деньги направляются целевым образом на создание интеллектуального продукта, приобретение литературы или участие в конференции. В 1998 году полученные суммы составили около 1 млн руб., в 1999 году мы получили уже свыше 3,5 млн".