Имперскому "врагу капитала" исполнилось 100 лет

Один из самых знаменитых выстрелов XX века - холостой выстрел в Петрограде, произведенный в октябре 1917 года крейсером "Аврора".

<BR><BR>Один из самых знаменитых выстрелов XX века - холостой выстрел в Петрограде, произведенный в октябре 1917 года крейсером "Аврора". <BR>Вчера, 24 мая 2000 года, исполнилось 100 лет со дня спуска на воду императорского крейсера 1-го ранга Балтийского флота, одного из лучших судов Российского флота своего времени. До исторического выстрела "Аврора" успела проявить свои выдающиеся военно-морские качества, а с 1948 года крейсер, установленный на вечную стоянку на Неве, стал музеем. Как утверждают статистики, петербургский крейсер-музей посетили 27 миллионов человек из 154 стран мира. Среди мировых исторических памятников "Аврора" стоит в одном ряду с нью-йоркской Статуей Свободы. <BR><BR><B>Центр военного судостроения</B><BR>Родившись вместе с Петербургом, судостроение как отрасль к началу ХХ века сосредоточилось на военных заказах. Крейсер "Аврора" заложили в 1897 г. на заводе "Новое Адмиралтейство" (автор проекта инженер К.М. Токаревский). Судно вступило в строй в 1903 г., а во время русско-японской войны 1904-1905 гг. участвовало в Цусимском сражении.<BR>На Невском судостроительном и механическом заводе (в дальнейшем - Невский машиностроительный завод им. В.И. Ленина) за первые годы ХХ века построено 13 миноносцев типа "Сокол", 10 эскадренных миноносцев, крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд". В 1904-1906 гг. на воду спущены шесть подводных лодок типа "Голланд". В годы первой мировой войны завод изготавливал станки, молоты и прессы для оборонных нужд.<BR><BR>Банки и "оборонка"<BR>В 1906-1909 гг. товарищество Невского судостроительного и механического завода находилось в упадке. За свою историю (основан в 1857 г.) завод переживал кризисы не однажды и не однажды переходил из рук в руки от британского подданного Томсона к московскому предпринимателю Савве Мамонтову, от Государственного банка к собранию акционеров и т.д. <BR>В 1912 г. группа русских и французских банков купила Невский завод за 6 млн руб. и присоединила его к Путиловскому заводу, который тоже выполнял военные заказы. Планировалось создание крупного концерна, работающего на оборону страны. В 1913 г. основной капитал товарищества составлял 7 млн руб. За период более чем 50-летней истории заводом было выпущено 3200 паровозов (на сумму 95 млн руб.), 133 судна водоизмещением 74 тыс. т (стоимостью 71 млн руб.), а также других изделий на общую сумму 9 млн руб. <BR>Торговые суда в Петербурге, как правило, не строились. Хотя многие компании владели большим количеством различных судов для грузоперевозок, в том числе угля, нефти, сахара и т.д., большая часть перевозок осуществлялась на зафрахтованных за границей судах.