Electrolux: покупай и властвуй!

История шведского концерна Electrolux - это история удачных покупок.

<BR><BR>История шведского концерна Electrolux - это история удачных покупок.<BR>В течение 80 лет Electrolux неуклонно и целенаправленно покупал, покупал и еще раз покупал различные предприятия, торговые марки, ноу-хау и т.д., увеличивая объемы продаж и доли рынка. В итоге, начав с производства единственного изделия- пылесоса Electrolux превратился в многопрофильный концерн, контролирующий почти 25% европейского рынка бытовой техники.<BR>Вполне вероятно, на судьбе Electrolux благотворно отразились отцовские гены. Основатель Electrolux - Аксель Веннер-Грен не был ни изобретателем-самородком, ни супер-инженером. Он в совершенстве владел одним умением - торговать.<BR><BR><B>Начало</B><BR>Официальной датой рождения Electrolux принято считать 1919 год. Компания возникла в результате "брака" между стокгольмскими фирмами Lux и Elektrome-kanisca. Аксель Веннер-Гренродился за 38 лет до этого знаменательного события. В 21 год он перехал из Швеции в Берлин. Здесь Аксель учился в школе торговли, а заоодно работал sales-менеджером в фирме Separator. В исторический день 1910 года, пребывая в служебной командировке в городе Вена, Аксель прогуливался по Кертнерштрассе и в одной из магазинных витрин узрел ЭТО - американский пылесос Santo. Диковинное сооружение весило почти 20 кг и стоил SEC500. Рассмотрев бытовой прибор Аксель произнес фразу, запечатленную в веках: "Если я мог бы сделать ЭТО легче и дешевле, то продал бы в каждый дом в каждой стране". После венской встречи Аксель не стал изобретать пылесос, а взялся за дело, которое умел делать лучше всего - начал продавать пылесосы в германском филиале Santo.<BR>Фирма Lux к этому моменту уже давно занималась производством мощных керосиновых ламп предназначенных для установки на маяках. Лампы Lux были одними из лучших в мире, но к середине первой четверти ХХ века керосин безнадежно уступал свои позиции электричеству. Фирма пребывала в глубоком кризисе и напряженно искала выхода.<BR>В результате Lux предложила сотрудничество Elektrome-kanisca. Плодом интеграции должен был стать настоящий шведский пылесос. Elektromekanisca взялась за производство двигателей и сборку, а Lux - за изготовление корпуса и вентилятора. Кроме того, Lux отвечал за маркетинг. Именно в этот момент на арену выходит Аксель Веннер-Грен. Осенью 1912 года Аксель прибыл в офис главы фирмы Lux Линдблома и предложил ему свою кандидатуру в качестве генерального агента по продажам новых пылесосов на территории Германии. Содержание переговоров история не зафиксировала, известно лишь, что Линдблом согласился.<BR>Пылесос Lux I появился на рынке в 1913 году. Прибор весил 14 кг. Из-за немалого веса и габаритов Lux I покупателями пылесоса в основном становились корпоративные клиенты, а не частные лица. Аксельа такое положение не устраивало: продавец требовал новых разработок. В итоге уже через год появился Lux II, весивший на 5 кг меньше своего предшественника, а затем Lux III - первый пылесос сигарообразной формы.<BR>Роль Аксельа Веннер-Грена в делах предприятия к этому моменту выросла настолько, что когда в 1919 году две фирму наконец объединились он стал исполнительным директором и главным акционером Electrolux. В 1921 году Electrolux вывел на рынок Model V, сыгравшую историческую роль в мировом пылесостроении. Рекламная кампания под лозунгом "Каждый дом - дом Electrolux" развернулась по всей Европе. При этом, памятуя о работе в американской компании, Аксель решил применять прямые продажи. По шведским, а затем и европейским дорогам двинулись десятки машин в форме пылесосов. Кроме того, фирма выпускала специальные бюллетени, проводила соревнования между продавцами, организовывала обучающие курсы и др.<BR><BR><B>Покупатель</B><BR>К середине 1920-х Акселю Веннер-Грену стало тесно на рынке пылесосов. Глава Electrolux решил, что пора диверсифицировать бизнес. Оказалась, что он является не только гениальным продавцом, но возможно еще более гениальным покупателем. В 1925 году Electrolux приобрел маленькую компанию Arctic, занимавшуюся производством абсорбционных холодильников. Arctic была создана двумя молодыми инженерами Балтсаром фон Платеном и Карлом Мунтерсом. В 1922 году они изобрели новый способ охлаждения продуктов, но так и не смогли наладить производство . По свидетельству историков, покупка никому неизвестной компании, занимающейся изготовлением непонятного и малопригодного для бытового использования агрегата, являлась весьма рискованным шагом. Но Аксель решил его сделать, и Electrolux начал массовый выпуск холодильников D-boх. Продукт оказался удачным: уже в 1927 году за сборку холодильники по лицензии Electrolux взяласьамериканская компания Servel Inc. С тех пор стратегия Elec-trolux оставалась неизменной. Компания отслеживала конъюнктуру, а в нужный момент покупала очередную фирму. Так, в 1944 году Elec-trolux приобрел в Гетеборге фирму Bohus Mekanisca Verkstads. В итоге, шведский концерн вышел на рынок промышленных стиральных машин.<BR>Когда во второй половине века резко изменилась ситуация на рынке холодильников (бсорбционные агрегаты уступили позиции компрессорным) Electrolux совершает очередную сделку. За SEC36млн концерн приобрел фирму ElectroHelios. В итогеи концерн осваивоил производство не только компрессорных холодильников, но и электроплит.<BR>В середине 1980-х в состав Electrolux входит итальянская компания Zanussi, а в 1990-е шведский концерн скупает акции AEG. Оборот Electrolux достиг $14млрд. Дело Веннер-Грена "и сейчас живее всех живых". <BR>