Экраноплан берет курс на бизнес

Через 2 недели на Москве-реке недалеко от Кремля оторвется от воды и возьмет курс на Петербург непонятное транспортное средство.

<BR><BR>Через 2 недели на Москве-реке недалеко от Кремля оторвется от воды и возьмет курс на Петербург непонятное транспортное средство.<BR>Это "средство" имеет крылья, хвост, винтовой двигатель и с первого взгляда напоминает небольшой самолет, правда, с одним существенным отличием - оно "взмоет" в воздух на высоту всего 2-3 метра. <BR>Впервые в истории широкая публика в России сможет увидеть экраноплан. Еще недавно все работы по экранопланам в стране были засекречены.<BR>Перелет по маршруту Москва - Углич - Белозерск - Новая Ладога - Петербург должен дать старт большому проекту по раскрутке коммерческого использования экраноплана.<BR>"Этот перелет станет проверкой реакции рынка на экранопланы. За рубежом к ним давно проявляется большой интерес. Самый хлебный рынок - азиатско-тихоокеанский регион", - считает вице-президент по маркетингу Международного института передовых аэрокосмических технологий Юрий Трофимов.<BR><BR><B>Вот он какой</B><BR>Экраноплан - летательный аппарат, принцип полета которого основан на так называемом экранном эффекте.<BR>По определению ученых, данный эффект "заключается в существенном возрастании подъемной силы крыла при его движении вблизи опорной поверхности, когда к обычному механизму образования подъемной силы за счет разных скоростей обтекания воздушным потоком верхней и нижней поверхностей добавляется действие уплотнения воздуха между крылом и опорной поверхностью".<BR>Низколетящее положение дает экраноплану много дополнительных преимуществ, главное из которых можно сформулировать как "падать-то некуда".<BR>"Даже если у экраноплана останавливаются все двигатели, с ним и пассажирами ничего не происходит: экраноплан просто плавно садится на воду, и все", - замечает директор Международного института передовых аэрокосмических технологий (МИПАТ) Александр Небылов.<BR><BR><B>Судьба монстра</B><BR>Крупномасштабные работы по проектированию и постройке экранопланов на территории России начались в 1960-х годах С тех пор за 40 лет, по оценке МИПАТ, в проект было инвестировано примерно $2 млрд. Разработкой экраноплана занялся Ростислав Алексеев - конструктор, более всего известный как создатель кораблей на подводных крыльях.<BR>Долгое время проект являлся строго секретным (и даже вышедшая из печати в середине 1990-х монография об экранопланах была уклончиво озаглавлена "Измерение параметров полета вблизи морской поверхности").<BR>В 1967 году был построен самый крупный за всю историю этого вида транспорта экраноплан "Корабль-макет" (КМ). Его взлетная масса составляла 544 тонны, а длина - 82 метра.<BR>"Испытания КМ проводились на Каспийском море. Американцы обнаружили экраноплан со спутника. Для них это было новое неизвестное оружие русских. За свои огромные размеры корабль тогда прозвали "Каспийским монстром". И, кстати, называют его так до сих пор", - говорит Александр Небылов.<BR>За "монстром" последовало еще множество больших и малых экранопланов, но после смерти Алексеева работы постепенно сходили на нет.<BR>Последний из "могикан" - 400-тонный экраноплан-спасатель "Лунь" начали строить после аварии подводной лодки "Комсомолец".<BR>"По западным меркам, подобный спасатель может стоить около $100 млн. Но пока "Лунь" до сих пор стоит на стапеле при общем уровне готовности 96%", - вздыхает Юрий Трофимов.<BR>"Экраноплан в России всегда страдал от неопределенности своего статуса: непонятно было, что это такое: то ли самолет, то ли корабль. Летает, но не самолет. Авиация всегда видела в нем конкурента по финансированию и поэтому программу не поддерживала. Но несмотря ни на что, приоритет по большим тяжелым экранопланам по-прежнему остается за Россией. Сейчас наше преимущество составляет порядка 10 лет. Но западные страны усиливают исследования в этом направлении", - считает Александр Небылов.<BR><BR><B>Экраномобиль</B><BR>"Наш перелет сделан для того, чтобы вытянуть на рынок именно большие экранопланы. Это уже большие деньги, большой бизнес", - уверен Юрий Трофимов.<BR>Инициаторы проекта рассчитывают достроить "Лунь", а затем организовать производство легких экранопланов в Петербурге.<BR>"Пока экранопланы выпускались на военных заводах. В результате издержки большого завода перекладывались на маленькую машину, и она получалась "золотой". При правильной организации производства стоимость легкого экраноплана должна не превышать стоимости автомобиля", - уверен Юрий Трофимов.