Управляющая компания экономит бюджет

Задача управления промышленной собственностью Петербурга рождала не одну концепцию. Однако решение до сих пор не найдено. В Москве уже 1,5 года эту проблему решает специально созданная Московская управляющая финансовая компания (МосУФК).

<BR><BR>Задача управления промышленной собственностью Петербурга рождала не одну концепцию. Однако решение до сих пор не найдено. В Москве уже 1,5 года эту проблему решает специально созданная Московская управляющая финансовая компания (МосУФК). <BR>О задачах Московской УФК рассказывает заместитель генерального директора Александр Юзвик.<BR><BR>- Для чего была создана МосУФК?<BR>- Одна из основных функций - обеспечение процедур антикризисного управления. МосУФК обеспечивает их сопровождение в интересах правительства Москвы. Мы работали по Бабаевской фабрике, по Московскому шинному заводу, ряду других предприятий.<BR>Например, правительство Москвы поручило нам заняться заводом "Серп и Молот". Там была процедура банкротства, срок, оговоренный в законе, прошел, завод не смог рассчитаться с кредиторами, и поэтому было необходимо использовать нестандартные приемы. Пускать завод на конкурсное производство смешно, как можно "Серп и Молот" продать по кускам. С кредиторами все равно не рассчитаться.<BR>Мы разработали схему, по которой завод на сумму долга провел эмиссию облигаций, так как акциями он не может рассчитываться. Сейчас идет реструктуризация производства, сокращаем издержки. В результате завод выходит из пике. <BR><BR>- Правительство Москвы отдало МосУФК весь спектр антикризисных вопросов?<BR>- Департамент промышленности правительства Москвы поручил нам заниматься этими вопросами. У нас сейчас более 10 предприятий находятся во внешнем управлении. И все они, по крайней мере, платят текущие платежи. Фактически мы выступаем как управляющая компания, которая принадлежит правительству Москвы. Если Москве интересен завод, то мы занимаемся тем, что поднимаем предприятия, обеспечиваем фактически все, даем юридическое сопровождение, при необходимости физическую защиту, но обычно хватает и нашего авторитета.<BR>Кроме этого, мы выступаем заказчиком процедуры перебазирования предприятий из центрального округа Москвы на окраины. Центральный округ перегружен средними и крупными предприятиями, их здесь больше 200. Часть из них давно не работает, территорию используют не по назначению, другие не могут развиваться в центре города, так как очень дорогая земля. Наша задача - не вытолкнуть предприятие, а подобрать новую площадку и сделать так, чтобы на нее переехало не юридическое лицо, а производство.<BR>- Кто оплачивает переезд предприятий?<BR>- Авансирует эту работу город, а затем издержки компенсируются из средств инвестора. Поскольку в Москве право аренды 1 га земли в центре города стоит в среднем $5 млн, то этих средств вполне хватает. Наша задача - все посчитать. Инвестор просто так сюда не придет, ему нужно представить расчеты, показать, сколько будет стоить построить гостиницу, развлекательный центр, бизнес-центр или что-то еще.Процесс уже идет. Все 30 крупных предприятий находятся на той или иной стадии перебазирования. Кто-то уже перевел производства.<BR><BR>- Экономически это оправданно?<BR>- Да. Налог на землю в центральном округе, в промузле, около 100.000 рублей в месяц за 2,8 га. Поэтому предприятия и сами стремятся выехать из центрального округа, а площадку реформировать и использовать совместно с городом. Никто не возбраняет предприятию самому выступить инвестором. В этом случае наши услуги не нужны. Также МосУФК реализует проект реформирования промышленного комплекса - мы ведем мониторинг промышленных предприятий. Парадокс в том, что Москва не знает свои предприятия. Существует масса списков, и все они противоречат друг другу. Никто не знает, что с ними делать, какую промышленную политику вести. Мы сейчас заканчиваем инвентаризацию центрального округа. Сделан подробнейший анализ, не только документов, но и производств. <BR><BR>- За счет чего Вы зарабатываете?<BR>- Во-первых, нам платят как заказчику за перебазирование предприятий из центрального округа. Во-вторых, мы получаем средства за реформирование. В-третьих, вознаграждение за выполнение процедуры антикризисного управления. <BR>Мы организуем свои производства. Потому что не все проекты начинают давать деньги сегодня. Проект доверительного управления акциями Москвы - перспективный. Мы управляем пакетом акций, но дивиденды будут только через год. Есть у нас коммерческий отдел, который занимается элементарной торговлей. Например, тот же завод "Серп и Молот" - производитель, у него есть КаМаз - потребитель. Известно, что КаМаз никому не платит. Мы можем решить эту проблему. Кстати, мы помогли стать партнерами "Серпу и Молоту" и петербургской компании "Гранат".<BR><BR>- Почему управляющая компания лучше работает, чем департамент промышленности?<BR>- Вы же понимаете, если чиновник департамента получает зарплату 2000 рублей, на такую зарплату вы специалистов не наберете. И второе, количество чиновников департамента около 100 человек, а предприятий более 1000. В департаменте промышленности есть люди, которые входят в совет директоров, являясь представителями государства на 25 предприятиях. И при этом некоторые из них только год, как окончили институт, и еще не были ни на одном предприятии. Как этот человек может представлять интересы государства? У него ни опыта нет, ни времени. Я считаю, что есть две группы людей. Те, кто умеет зарабатывать деньги, и другие, которые не умеют. И хорошо, что не умеют. Эти люди хорошо выполняют контрольные функции. Именно этим и должны заниматься чиновники. А правление предприятием - это бизнес. Кроме того, нас не нужно финансировать из бюджета.<BR><BR>- В Петербурге эта идея до сих пор обсуждается, но не приживается...<BR>- А мы пытались вам эту идею, как зернышко, бросить. Но у вас очень сухая почва. Я даже у Клебанова был. Мы встречались в декабре 1998 года, был очень интересный разговор. Он очень заинтересовался, но в то время слишком мало было документов. Он сразу схватил идею, попросил материалы, но идей было много, а материалов мало. Потом его перевели в Москву, а второй попытки мы не делали.<BR>Но я уверен, что для такого решения требуется очень серьезный толчок.<BR><BR>Виктор Володькин, <BR>первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом администрации Петербурга:<BR>"У Москвы свой путь. Мы стараемся следовать законам нашего рынка. У нас есть те или иные возможности применения определенных управленческих инструментов. Возможно, в будущем создание управляющих компаний и получит развитие. По крайней мере дорога в такого рода холдинги нам не заказана. Но вначале надо определиться, как их создавать. Надо понять главную задачу такого рода структур.<BR>Как инструмент он интересен. Но, на мой взгляд, время для управленческих компаний еще не пришло. Город и предприниматели еще не готовы к такой системе управления, так как до сих пор не определены правила игры. Например, в Стокгольме такого рода компании управляют как прибыльными компаниями - парковками, мусороперерабатывающими заводами, - так и городскими театрами. То есть происходит перераспределение доходов. Нам для создания подобной системы вначале необходимо выстроить прозрачные бюджетные отношения между всеми городскими предприятиями. Сегодня задачу управления предприятиями город решает в рамках Постановления правительства Петербурга N№34. Это постановление позволяет использовать и инструмент управляющих компаний.<BR>Если говорить о промышленных предприятиях, то необходимо понимать, что у города незначительное количество пакетов акций промышленных предприятий. В большинстве своем это федеральная собственность. Поэтому мы считаем более эффективным инструментом налоги, зоны экономического развития".