00:0023 февраля 200000:00
15просмотров
00:0023 февраля 2000
Владельцы дорогих иномарок, ввезенных в Россию с таможенными льготами, рискуют остаться без машин.Таможня собирается арестовать в Петербурге более 10 тысяч иномарок, доставленных из-за рубежа начиная с 1996 года.
<B>В самое ближайшее время петербургские таможенники намерены изъять у владельцев около 10 тысяч иномарок. Речь идет о машинах, ввезенных в Россию с незаконными таможенными льготами.</B><br>Таможенники утверждают, что конфискации подлежат все "нелегальные" иномарки, прибывшие из-за рубежа начиная с 1996 года. При этом совершенно не будет учитываться, сколько раз продавались данные автомобили и кто является конечным покупателем.<BR><B>Льготы манят мошенников</B><br>Активное расследование незаконного использования таможенных льгот при ввозе автомобилей началось только после того, как вышли распоряжения ГТК и Правительства РФ об отмене льгот с апреля 1999 года. Расследование показало, что в Петербург огромными партиями прибывали иномарки, за которые таможенники не могли получить платежи в полном объеме.<BR>Таможенные льготы на ввоз иномарок имели несколько категорий граждан. В частности, чернобыльцы, летчики, дипломаты, а также моряки, более полугода проведшие за границей. Льготы были значительные. Таможенные пошлины на ввоз иномарок снижались в несколько раз.<BR>К примеру, если обычные таможенные пошлины за автомобиль составляли 80-90% от его стоимости, то льготники платили в 5 раз меньше. Понятно, что появилось много желающих воспользоваться этими льготами для ведения автомобильного бизнеса.<BR>По словам первого заместителя начальника Балтийской таможни по правоохранительной работе Сергея Паддубского, хитроумные предприниматели избрали самый простой способ получения льгот. Они находили курсантов мореходных училищ, брали паспорта и оформляли на них автомобили. За эту услугу курсанты получали $100. Дороже стоили летчики. Им платили $500 за предоставленные документы. В результате проведенных проверок в правоохранительные органы передано свыше 300 дел о мошенничестве при получении льгот по таможенным платежам.<BR>Сложнее обстояло дело с чернобыльцами. Эта категория граждан вообще не облагалась никакими пошлинами и налогами и, более того, не имела ограничений по ввозу автомобилей. Таможенники утверждают, что были случаи, когда один чернобылец мог привозить по 8-10 автомобилей за раз, и придраться к нему было невозможно.<BR><B>Запчасти подешевеют</B><br>Растаможенные со льготами автомобили хорошо продавались, так как цены на них были ниже, чем в магазинах. Теперь у тех, кто купил эти злосчастные иномарки, есть только один способ сохранить свое движимое имущество - заплатить таможенные пошлины за поставщика. В настоящий момент насчитывается уже 10 случаев, когда люди уплачивали таможенные пошлины задним числом. Однако, как показывает практика, не стоит так спешить с платежами. Во-первых, никто не даст гарантии, что впоследствии автомобиль не будет арестован. Таможенники могут представить в суд документ об оплате, но они не могут влиять на окончательное решение неповоротливой судебной системы. Суд может все равно наложить арест на автомобиль, и ничего поделать уже будет нельзя. Во-вторых, у таможенников предусмотрена система штрафов по уплате таможенных пошлин - 0,3% за сутки. После уплаты штрафа автомобиль может стать для владельца золотым.<BR>Среди обывателей бытует предположение, что, скорее всего, владельцы "незаконных" автомобилей пустят их на разборку, чтобы сохранить свои деньги. А автомобильный рынок, в свою очередь, пополнится дешевыми запчастями для иномарок.<BR>Таможенники, в свою очередь, предполагают, что и владельцы, и недобросовестные поставщики автомобилей постараются в ближайшее время все же продать машины целиком. По их прогнозам, уже в следующем месяце на рынке появятся сильно подешевевшие иномарки с объявлением о срочной продаже. Таможенники предостерегают потенциальных покупателей от приобретения таких иномарок.<BR>Павел Сафонов, <BR>адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов: <BR>"Таможня должна взыскивать таможенные платежи через суд. Однако на практике она этого не делает. Таможенники заводят дела по нарушению таможенного законодательства и помещают автотранспорт на таможенные склады. Затем предлагают владельцу уплатить все положенные суммы. Владелец либо платит, либо машина обращается в доход государства, а автовладелец сам пытается взыскать по цепочке деньги. <BR>Иногда владельцам дорогих машин легче заплатить, чем судиться таможней. В подобном процессе возникает коллизия двух кодексов - Таможенного и Гражданского. В Петербурге устоявшейся судебной практики по подобным делам нет. Некоторые судьи руководствуются Гражданским кодексом, в котором статья 302 четко определяет, в каких случаях можно истребовать имущество от добросовестного приобретателя (дела по неуплате таможенных платежей под эту статью не подпадают).<BR>Другие судьи более благосклонны к правоохранителям и выносят решения в пользу таможни, обращая автотранспорт в доход государства.<BR>Был случай, когда у меня в зале суда гневно спросили: "Какое вы имеете право судиться с таможней?"<BR>В Москве судебная практика идет следующим образом: на машину добросовестного приобретателя накладываются ограничения на дальнейшее отчуждение, но он продолжает ею пользоваться. Однако и там практика не устоялась".(В.Р.)