Регионы роют ямы. Для инвесторов и друг для друга

Петербург и Ленинградская область конкурируют в привлечении прямых инвестиций с другими регионами России и в первую очередь - с Москвой. С каждым днем это делать все труднее - важность инвестиций осознают все. Тем более что при приеме решений инвесторы ру

<BR><BR>Петербург и Ленинградская область конкурируют в привлечении прямых инвестиций с другими регионами России и в первую очередь - с Москвой. С каждым днем это делать все труднее - важность инвестиций осознают все. Тем более что при приеме решений инвесторы руководствуются не только и не столько экономическими факторами.<BR>После 17 августа 1998 года многие иностранные инвесторы заморозили свои проекты. Однако примерно полгода назад начался обратный процесс: реанимируются старые проекты и прорабатываются новые. В первом полугодии 1998 года лишь пять субъектов Федерации имели специальное законодательство по иностранным инвестициям - к настоящему времени их число увеличилось до 45. Основной стимул для инвестора - льготы по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет. Сергей Рябокобылко, административный директор московской консалтинговой компании "Стайлз Энд Рябокобылко", говорит: "Сегодня деньги в регионы идут гораздо труднее, чем раньше. Инвесторы тратят очень много времени для достижения консенсуса с местной властью, и очень часто им бывает легче уйти на 100 км северней или восточней, но сэкономить время и деньги". <BR>Кроме экономических и политических факторов огромную роль в принятии инвестиционных решений играют личные связи.<BR><BR><B>Опасные связи</B><BR>Сотрудник международной корпорации, имеющей производства в 8 регионах России: "Конечно, главную роль играет экономика: размещать наше производство в тундре бессмысленно, добывать нефть в Курске тоже не стоит. Но сразу после этого учитывается, не будет ли местная власть национализировать нашу собственность или заниматься "пролетарским рэкетом". Под пролетарским рэкетом мы понимаем науськивание трудового коллектива на работодателя, чтобы потом добиться от нас каких-либо уступок. В России мы с этим уже столкнулись. А как определишь, способен ли местный глава на такие шаги? Только личное и желательно доброе знакомство".<BR>В практике бизнеса стал применяться термин government relations (GR - связи с правительством) - модификация public relations (PR - связи с общественностью). Под этим подразумевается налаживание неформальных отношений с чиновниками разного уровня. Представитель иностранной компании, реализующий проект в Москве: "Привлечение крупных инвесторов в регионы - результат действий конкретных руководителей администрации, предоставляющих особые льготы. Этот фактор много важнее геополитических и макроэкономических данных. Нашей компании, например, географически выгодней работать, например, в Петербурге или Новгородской области - есть возможность прямого контакта с Европой. Но глава российского отделения нашей компании когда-то вместе работал с Шанцевым (ближайший соратник Юрия Лужкова. - "ДП"). Поэтому мы пришли в Москву". <BR>Специалисты GR отмечают две закономерности, действующие в России. Первое: наличие или отсутствие добровольных подношений чиновникам, а также их размер решающей роли не играют. Чаще чиновник сам заинтересован в дружеском контакте с инвестором. По разным причинам: например, потому, что надеется устроиться на работу в эту фирму, или еще проще - ему необходимо отчитаться перед начальством. Второе: договариваться надо всегда только на местном уровне. Договоренности, достигнутые в Москве, применительно к регионам действуют плохо или вообще не действуют. Поэтому сперва надо знакомиться с местной властью, а уже потом с ее помощью обращаться за поддержкой в столицу.<BR><BR><B> Костыль</B><BR>Даже маркетинговые исследования принимаются в расчет далеко не в первую очередь. Директор петербургской консалтинговой фирмы: "Многие иностранные компании заказывают исследования не для того, чтобы принять решение, а чтобы обосновать перед руководством то решение, которое уже есть. Даже тендеры на проведение исследований они организовывают по ценовому принципу - какое уж тут качество работы? Понимающий консультант выстроит данные так, что можно будет сделать любой прогноз". Недавно Санкт-Петербургская Ассоциация Содействия Установлению Международных Деловых Связей (SPIBA) провела конференцию, посвященную прогнозам развития ситуации в Северо-Западном регионе. Инвесторы и консультанты не спешили с выводами. Прошедший год, когда вместо ожидаемого спада отечественная промышленность проявила неплохой рост, наглядно дал понять, что прогнозы - дело неблагодарное. Владимир Попченков, представитель компании "ILBAU GmbH", сформулировал общее мнение: "Прогноз нужен, скорее, в психологическом плане, для ориентировки. Для принятия решений он важен, но не обязателен". По мнению специалистов, окупаемость инвестиционного проекта сегодня важнее прибыльности всей компании; если для компании-инвестора Россия занимает менее 10-15% их инвестиций, то планы строятся на 5-10 лет. Имеющие в России большие вложения ориентируются на срок в 3-5 лет. Сергей Рябокобылко: "Иностранные компании, которые принимают решение об инвестициях, как правило, идут по проторенному пути и гурьбой. И для региона главное доказать - здесь можно сделать этот проект на полгода скорее, чем у соседа. Для инвестора эти 6 месяцев имеют конкретное денежное выражение - это время, необходимое для выведения продукта на рынок". Каждый регион стремится привлечь инвесторов своими льготами и наработками. Специалисты считают, что больший успех имеет команда чиновников, уже имеющая опыт привлечения инвесторов. Никита Масленников, начальник управления инвестиционной политики Комитета экономики и промышленной политики администрации Петербурга, говорит: "Конечно, мы конкурируем с другими регионам. Мы уверены, что сам по себе Петербург даст сто очков вперед многим субъектам России. Многие из них играют на близости к Москве - в прямом и переносном смысле". А в Ленинградской области разработан алгоритм взаимодействия предпринимателя с властными и контролирующими структурами. Александр Мещеряков, заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям правительства Ленобласти, горд: "Петербург пока не может похвастаться такими разработками". (А.Гр., Р.Р.)