Петербургская обувная промышленность милитаризовалась

Российская обувная промышленность после девальвации рубля пошла в гору.

<BR><BR>Российская обувная промышленность после девальвации рубля пошла в гору. <BR>В 1999 году она активно занимала ниши, которые освободили импортеры. Петербургские обувщики остались в стороне от этого процесса. <BR>По данным статистики, в прошлом году рост обувного производства в России составил 22%. Крупнейшие предприятия страны, находящиеся в Пензенской, Калининградской, Тульской областях, Краснодарском крае и Челябинске, увеличили объемы выпуска обуви в 1,5-2 раза. По отзывам торговых организаций, рост производства сопровождался улучшением качества и дизайна ботинок и туфлей. <BR><BR><B>Былая слава</B><BR>Петербург всегда был известен своими обувными фабриками. В советские времена вся страна знала продукцию "Скорохода". В первую половину 90-х годов по России прокатилась слава об обуви "Ленвеста", которую хорошо знали даже на Дальнем Востоке. Сейчас в числе 20 крупнейших обувных предприятий России нет ни одной петербургской фабрики. По данным Петербургкомстата, за 9 месяцев 1999 года в городе на Неве произведено 464 тыс. пар обуви, или 0,1 пары на душу населения. Это один из самых низких показателей в странах СНГ. <BR>Объемы производства невелики, но и они продолжают сокращаться. Падение в прошлом году составило примерно 5%. Перспектив выхода отрасли из кризиса пока не видно, несмотря на благоприятные для этого условия. <BR>В 1998 году некоторые надежды подавала фабрика "Скороход". Предприятие, которое вышло из под внешнего управления, планировало значительно расширить выпуск гражданской продукции. Возвращение на потребительский рынок не состоялось. Почти все работающие производственные мощности "Скорохода" по-прежнему используются для выполнения заказов силовых структур. Планы по созданию совместных предприятий с иностранными производителями обуви не осуществлены. Кроме военной обуви предприятие почти ничего не может предложить потребителям. <BR>"Фабрика "Скороход" нам поставляет дешевые тапочки и сандалии. Качественной модельной обуви она не производит", - говорит Валентина Девина, начальник отдела одежды и обуви Торговой фирмы "Дом ленинградской торговли". <BR>На предприятии о состоянии рынка и отрасли может говорить только технический директор, который отказался отвечать на вопросы корреспондента "ДП" в силу своей занятости. Отдел маркетинга, по словам секретаря АО "Скороход", на предприятии отсутствует. Это - симптом тяжелой болезни, от которой внешнее управление, судя по всему, так и не вылечило компанию. <BR><BR><B>Балласт долгов</B><BR>АО "Пролетарская победа" - соучредитель "Ленвеста" - стало единоличным владельцем производственных мощностей этого предприятия после странного ухода из состава акционеров немецкого концерна Salamander в 1994 году. С тех пор раскрученную на российском рынке торговую марку потребитель стал забывать, хотя ботинки "Ленвеста" по-прежнему видны на прилавках магазинов города. <BR>Фабрика проводит реструктуризацию производства в последние годы. Однако процесс, по-видимому, идет очень медленно. Во всяком случае, результатов этой реструктуризации на обувном рынке не видно. Собственных денег компании не хватает. А сторонних инвесторов отпугивало наличие у предприятия крупных долгов. "Пролетарская победа" в течение нескольких лет не могла рассчитаться с государством по налогам и с концерном Salamander за долю в ООО "Ленвест".<BR>Модели еще одной крупной фабрики Петербурга, ОАО "Виктория", также забывают торговые организации города. Предприятие соперничало в последние годы за государственный заказ с другими обувщиками Северной столицы. Не загруженные производством обуви для военных мощности оно сдавало в аренду другим производителям. Одно из них - ЗАО "Зета". Эта фабрика, по данным исследовательской компании "БИНК", произвела в 1998 году 40 тыс. пар обуви. В апреле прошлого года она открыла собственное автоматизированное производство женской и мужской обуви, которое вдвое увеличило возможности производства ЗАО "Зета". Однако компания не собирается делать крупных капитальных вложений в развитие производства. <BR>Приличную долю на местном рынке, судя по представленности моделей в торговле, занимает фабрика "Динамо". Предприятие в течение нескольких лет производит почти неизменный модельный ряд кроссовок. В последнее время компания стала шить ботинки для мужчин. Всего пять-шесть моделей. Главное их достоинство - низкая цена при неплохом качестве, что привлекает потребителей с невысокими доходами. Обувь для людей со средним и высоким достатком фабрика не производит. <BR>В Петербурге работает немало производств, многие из которых функционируют полулегально. Однако изменить общую картину они не могут по причине небольших размеров. <BR><BR><B>Надежда остается</B><BR>Тем не менее ситуация для инвестиций в обувное производство Петербурга остается благоприятной. <BR>В городе имеется немало подготовленных обувщиков. Рентабельность обувного производства в России, по данным концерна "Рослегпром", после августовского кризиса возросла вдвое. <BR>Исследования рынка, расположенные на Всероссийском обувном сервере, свидетельствуют о том, что тенденция к сокращению импорта появилась еще до девальвации рубля, в III квартале 1998 года. <BR>В результате падения национальной валюты процесс ускорился. В первом полугодии прошлого года официальные поставки импортной обуви уменьшились примерно в 3 раза. <BR>Согласно исследованию петербургского рынка компании "БИНК", в начале 1998 года на обувь зарубежного производства приходилось до 80% продаж. Год спустя этот показатель снизился до 42%. <BR>Хотя в 1999 году суммарный платежеспособный спрос на обувь в натуральном измерении сократился примерно на 25%, очевидно, что иностранные производители освободили рынок для отечественных предприятий. <BR>Почему петербургские обувщики не воспользовались благоприятной конъюнктурой, можно объяснить только неграмотностью руководителей фабрик и тем, что власти не способствовали их замене.