00:0014 февраля 200000:00
22просмотров
00:0014 февраля 2000
Розничная продажа газет и журналов в Петербурге живет бурной, насыщенной жизнью. Крупные фирмы, имеющие десятки розничных точек, становятся еще крупнее за счет вливания мелких. Однако конкурентная борьба проявляется на небольшом количестве самых раскручен
<BR><BR>Розничная продажа газет и журналов в Петербурге живет бурной, насыщенной жизнью. Крупные фирмы, имеющие десятки розничных точек, становятся еще крупнее за счет вливания мелких. Однако конкурентная борьба проявляется на небольшом количестве самых раскрученных мест торговли.<BR>Эти места находятся вблизи станций метро и у перекрестков оживленных городских магистралей. Там много продавцов, имеющих на прилавках почти идентичный ассортимент периодики.<BR>В то же время петербургские распространители не заинтересованы в появлении новых наименований и освоении новых мест продаж. Они жалуются на огромный наплыв "желтой" и агитационной политической прессы, общедоступность низкопробных изданий. Но признают, что именно эта продукция пользуется спросом у читателей. <BR><BR><B>Окрепнем в борьбе</B><BR>Конкуренция среди распространителей игроками также оценивается как сильная. Лишь "Балтийская пресса" и одни из ее учредителей, "Метропресс", придерживаются иной оценки. В последней фирме считают, что заполнен только рынок метрополитена и развиваться там дальше некуда. Однако город им видится абсолютно не насыщенным распространением печатной продукции и большая часть рынка - неохваченной.<BR>Некоторые небольшие компании считают, что рынок распространения печатной продукции находится в зачаточном состоянии, а причины этого в том, что занимающиеся этим организации не понимают специфику продаваемого товара, подходя к продажам периодики как к продукту питания, не отрабатывая технологии продвижения изданий и единую цепочку издатель - распространитель. О подходе к бизнесу некоторых фирм, занимающихся продажей изданий, говорит и то, что у них нет ни офиса, ни факса.<BR><BR><B>Внешние факторы</B><BR>Между тем игроки рынка не прочь поискать причины своей неорганизованности в происках третьих лиц. "Метропресс" еще не вполне пришел в себя после действий администрации города по закрытию киосков в метрополитене в ходе программы по предотвращению террактов.<BR>Один из крупнейших поставщиков газет - "Петербург-Экспресс" сетует на нежелание издателей предоставлять продукцию на реализацию. В фирме считают, что те "стремятся сбыть распространителю большую часть тиража без возможности возврата неразошедшейся продукции".<BR>Вера Маслова, начальник коммерческого отдела "Роспечати", указывает на бухгалтерские проблемы: сложная схема налогообложения отнимает массу времени у киоскеров, вынужденных составлять множество отчетов, отвлекаясь от непосредственной работы. Огорчает и отсутствие льгот на аренду земельных участков под газетные киоски - их количество снижается, теснят конкуренты, а администрация города не желает предоставлять льготы на аренду, видимо не считая область дистрибуции СМИ приоритетным для развития направлением. <BR>Союз издателей и распространителей (СИиР) видит причины возможных неудач в пассивности собственных сотрудников, а не в происках конкурентов: "надо самим работать активнее, и все получится". В пример приводится история с районом Колпино, который СИиР увел у не справившейся с поддержкой там сети киосков "Роспечати". В отличие от остальных распространителей, СИиР не жалуется на администрацию города, а, наоборот, ощущает сильную поддержку вице-губернатора Александра Потехина. <BR><BR><B>Реалии</B><BR>Однако пока никто не пошел дальше стандартизации и улучшения внешнего вида и техоснащения торговых точек. Фонд Сороса выдал грант "Балтийской прессе" на обследование рынка распространения в Петербурге.<BR>По словам Марины Барановой, исполнительного директора "Балтийской прессы", наиболее крупные операторы рынка осознали необходимость движения в сторону качественной сегментации точек в своих сетях, но пока все их силы тратятся на решение технических проблем.