00:0017 января 200000:00
8просмотров
00:0017 января 2000
mazo@delo.spb.ru
<BR><BR>mazo@delo.spb.ru<BR>Электронная система получения топлива по смарт-картам, которую использует ПТК с ГП "Пассажиравтотранс", привела к большей информационной открытости участников.<BR>Введение системы потребовало применения не только технических, но и менеджерских решений. Сбор и анализ ежедневной информации о поставках топлива для нужд городского транспорта позволяет следить за финансовой ситуацией с поставками, контролировать расход топлива как в масштабах всего автопредприятия, так и на каждом автотранспортном средстве. <BR>По словам Андрея Михеева, заместителя генерального директора ПТК, в ходе внедрения системы потребовалось изменить внутреннюю структуру компании, ввести новое подразделение и увеличить штат отдела программных продуктов. "Мы постоянно развиваем эту технологию, стараясь сделать ее максимально удобной и для заказчика, и для нас самих. Хотим постепенно уменьшить долю талонов в безналичных расчетах, поэтому расширяем сеть станций, принимающих к оплате электронные карты".<BR>Достоинства системы электронной отчетности Андрей Михеев видит в оперативности информации, в снижении числа ошибок: при бумажной технологии (при использовании талонов на бензин) ошибок было больше.<BR>"Система электронных платежей упрощает финансовый контроль и делает хищения практически невозможными. Поначалу мы опасались противодействия со стороны водителей и операторов: карта фиксирует все - когда, где и сколько залито топлива, ее нельзя продать, как талон. И действительно, на первых этапах были жалобы, например, на недоливы. Но мы предоставили водителям право проводить контрольные замеры объемов и беспощадно увольняли наших операторов, если подозрения водителей подтверждались. Постепенно и водители, и операторы поняли, что прежних отношений не будет. Прошел год - и поток жалоб сократился до нуля".<BR><BR><B>Без тайн</B><BR>Сегодня более 40 станций обслуживают по смарт-картам. Прокачка порядка 100 тыс. литров в сутки через эту систему. Всего платежные средства ПТК принимают 160 станций, включая областные. Из них 70 эксплуатируются непосредственно ПТК. Карты рублевой системы (дебетовые карты) Петербургского городского банка принимаются на 60 станциях в городе и области.<BR>"Клиенты поняли, что система электронных платежей защищает от колебаний рыночных цен. Кроме того, стали очевидными преимущества информационной прозрачности, - говорит Андрей Михеев. - Мы решили, что тайн из отчетности делать не будем. Создали свой сервер, решили сделать информацию доступной не только для Комитета по транспорту, но и для Комитета финансов и других городских структур. Естественно, это повлияло на стиль, структуру и открытость нашей компании. Пришлось менять формы отчетности, налаживать процесс проверки актов сверки. Конечно, это потребовало определенных затрат".<BR><BR><B>Тотальный контроль</B><BR>Система безналичных расчетов была создана в 1995 году. К настоящему моменту в действии более 30 тысяч смарт-карт.<BR>"Если отрешиться от затрат, то система приносит существенную экономию: прежде всего с талонами, не надо печатать, защищать от подделок, считать, утилизировать. И у наших клиентов меняется подход. Для талонов нужна целая группа людей, которая считает, складывает, учитывает. При работе со смарт-картами достаточно одного небольшого компьютера, чтобы получить быструю и точную информацию. <BR>Надеюсь, что 60-70% прокачки пойдет через смарт-карты. Когда с разрешения Комитета по транспорту информация будет размещена на сайте с открытым доступом, все заинтересованные лица смогут посмотреть, как исполняется городской заказ. Если бюджетные организации будут переходить на эту систему, то всю их деятельность можно будет проконтролировать. И понять, действительно ли средства горожан ушли на дело. В какой-то степени мы помогаем минимизировать расходные договоры по городскому автотранспорту.<BR><BR><B>Не по карману</B><BR>Первый заместитель генерального директора ГП "Пассажиравтотранс" Виктор Иванов к изменениям отнес лишь незначительное повышение уровня внутренней культуры. Водитель автобуса с пластиковой картой на заправке смотрится эффектнее. "Однако в целом изменения не столь заметны. Хотя мы получаем ежедневно электронные сводки, как прежде замеряли линейками остатки в баках, так и теперь замеряем. В суточные нормы мы укладывались и раньше. На предприятии существует и существовала система поощрений за экономию топлива. При перерасходе бензина с водителя удерживают, а при экономии добавляют процент к премии. Водителю выгоднее сэкономить, чем нарушать правила. Никаких особенных хищений у нас не было и раньше".<BR>Виктор Иванов подчеркнул, что система смарт-карт была поставлена "Пассажиравтотрансу" за счет ПТК. Сейчас сразу три организации предлагают развить систему электронных платежей в систему контроля за исполнением маршрутов. Но за собственный счет "Пассажиравтотрансу" внедрить эту систему пока не по карману.