00:0027 декабря 199900:00
7просмотров
00:0027 декабря 1999
zhelvitsky@delo.spb.ru
<BR><BR>zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>Высшее образование - такая же отрасль экономики, как торговля, финансовое посредничество или промышленность. Те же проблемы и похожие способы их решения. Многие ректоры и деканы уже научились зарабатывать деньги для нормального функционирования учебных заведений не в ущерб основной миссии.<BR>Материальное благосостояние конкретного вуза, как и любого другого предприятия, зависит от спроса на его услуги, созданных "производственных мощностей", промоушена и, самое главное, от профессионализма менеджеров.<BR>Громкий плач профессоров, деканов и ректоров о своей тяжкой доле вовсе не означает, что с деньгами у образовательных учреждений все плохо. Финансовое состояние вузов скорее даже улучшилось, чем ухудшилось, по сравнению с дореформенными временами. А воздействие на общественное мнение представителей вузов свидетельствует зачастую о том, что они хотят перераспределить государственный и муниципальный бюджеты в свою пользу. Иногда они вправе этого требовать, но переусердствуют, изображая себя нищими. <BR>Если университет или его факультет действительно не может осуществлять качественную подготовку специалистов из-за недостатка денег, то в этом виноват, как правило, руководитель учебного заведения, который является плохим менеджером. <BR><BR><B>Гарантий стало меньше</B><BR>Немало вузов и отдельных факультетов стало процветать именно в 90-х годах.<BR>Студенты прошлого десятилетия не узнают аудитории, кафедры и коридоры экономического и юридического факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), если не посещали их со времени защиты дипломной работы.<BR>Помещения, которые выглядели несколько лет назад убого, теперь напоминают вестибюли первоклассных отелей.<BR>Неплохо живет филологический факультет. В 1993 году появился на свет факультет менеджмента, который за последние 6 лет успешно развивается и расширяется.<BR>"Для того чтобы полноценно функционировать, нам постоянно нужно осуществлять текущие расходы на хозяйственные нужды, оплату коммунальных платежей, содержание библиотеки, заработную плату преподавателям и т.д. Деньги идут из операционного бюджета, который мы просто обязаны зарабатывать самостоятельно. Иначе какое мы имеем право учить студентов менеджменту", - вопрошает декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало.<BR>Иностранные языки, экономика и юриспруденция - самые востребованные в настоящее время специальности. Однако процветающие образовательные учреждения, готовящие специалистов по этим дисциплинам, добились финансовых успехов не только в результате сложившейся благоприятной конъюнктуры. Воспользоваться внешними условиями им помогли созданная база и многолетние традиции, а также менеджерские способности руководителей.<BR>"По сравнению с прежними временами гарантированное государственное финансирование, несомненно, ухудшилось. Зато возможности зарабатывания денег неизмеримо увеличились. Многие просто не умеют ими пользоваться", - считает Валерий Катькало.<BR><BR><B>Три источника</B><BR>Университет имеет три основные статьи доходов: бюджетное финансирование, платные формы обучения и спонсорские деньги. Государство, по словам руководителей учебных заведений, наполняет в большинстве случаев не более 10-20% бюджета вуза. Это деньги, которые идут на стипендии, оклады преподавателей. <BR>Подавляющая часть поступлений приходится на платное обучение студентов и профессиональную переподготовку специалистов. Спонсорские деньги укрепляют материальную базу вузов, но этот источник еще недостаточно освоен высшей школой. <BR>Заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга Александр Горшков не согласен, что доля бюджетного финансирования столь мала. Он убежден, что государство покрывает большую часть расходов вузов.<BR>"В ведущих зарубежных вузах платное обучение занимает около 25% бюджета. Большая часть дохода - это деньги спонсоров. Мы тоже должны к этому прийти. Предпосылки к изменению структуры доходов уже имеются. Уже не только иностранные компании выступают спонсорами вузов. Российские компании также начинают подключаться к финансированию высшей школы. Этот процесс начался 2-2,5 года назад, а в последние месяцы стал особенно заметен. Бизнес уже создан и его необходимо сохранить и развивать в долгосрочной перспективе. Для этого нужны профессиональные специалисты. Поэтому отечественные предприятия, среди которых уже появляются промышленные компании, заинтересованы в сотрудничестве с вузами. В следующем году количество российских спонсоров резко возрастет", - убежден Валерий Катькало.<BR><BR><B>Привычки</B><BR>Бюджет отраслевых вузов иногда подпитывается предприятиями той сферы экономики, для которой данное учреждение готовит специалистов. Однако не всегда финансовое состояние вуза соответствует положению дел в отрасли. Например, фармацевтические производственные и торговые компании Петербурга имеют большие прибыли, а единственное на Северо-Западе высшее учебное заведение, поставляющее им кадры, - Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия - с трудом сводит концы с концами. Вероятно, руководство академии не смогло направить денежные потоки в нужное русло.<BR>"Мы не проводим агрессивных рекламных кампаний. Нам этого не нужно, поскольку для большего количества студентов у нас нет достаточной материальной базы. Нас и так хорошо знают. В рейтинге из 48 вузов нашего профиля мы находимся на пятом месте. Высокий авторитет и является лучшей рекламой. Основной доход получаем за счет платных форм обучения. Спонсоры появляются эпизодически. Зачем мы им нужны? Ведь они могут просто брать на работу наших выпускников, ничего не платя вузу", - рассказал проректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Леонид Лошаков.<BR>Структура доходов академии и тем более абсолютная величина денежных поступлений - это данные, которые не подлежат разглашению. Также Леонид Лошаков отказался говорить о финансовом состоянии высшей школы в целом, так как не знает, как обстоят дела в других вузах. Скрытность вообще характерна для представителей учебных заведений. Особенно для тех, которые говорят о своей бедности.<BR>"Раньше вузы держали счета в различных коммерческих банках. Деньги могли использоваться в интересах конкретных руководителей. Сейчас все счета переведены в казначейство и строго контролируются. Однако привычка скрывать данные о доходах и расходах сохранилась", - объясняет поведение ректоров и проректоров Александр Горшков.<BR><BR><B>Опыт</B><BR>Незнание того, как решают финансовые проблемы коллеги, не красит руководителя. А поучиться есть у кого. Ведь удается факультету менеджмента СПбГУ привлекать спонсоров не только для обеспечения учебного процесса, но и для долгосрочного развития. На реконструкцию нового здания для факультета крупные компании, в основном зарубежные, выделяют $4 млн. При этом данные вложения являются не благотворительностью, а проявлением взаимовыгодного сотрудничества.<BR>"У нас есть уникальная информация о выпускниках - об их профессиональных и человеческих качествах. Она накапливается в течение 5 лет, и просто так ею мы ни с кем не делимся, хотя попытки получить ее бесплатно имелись", - рассказывает о привлечении спонсоров Валерий Катькало.<BR><BR><B>Кадры держат оборону</B><BR>Вуз силен тогда, когда сильны преподаватели. За них идет борьба между учебными заведениями. Профессоров переманивают, как правило, не прямым заработком, а предоставляемыми дополнительными возможностями. Средний доход преподавателей определить сложно, поскольку они проводят занятия в разных учебных заведениях, занимаются консалтингом, выполняют разовые заказы, стажируются за рубежом. <BR>Есть отдельные специалисты, которые берут $100 в час. Очень многие имеют среднемесячный доход $1000. <BR>"Хотя большинство из 50 штатных преподавателей мы взяли из других вузов и факультетов, факультет конкурирует за специалистов прежде всего с бизнесом. Потому что талантливые преподаватели вполне могут найти себя в коммерческих компаниях", - говорит Валерий Катькало.<BR>"Не понимаю, почему профессура и ректорат жалуются на жизнь. На работу преподавателем даже в университеты и институты средней руки ученому, активно занимающемуся научной деятельностью, устроиться, как правило, очень сложно. Профессора и доценты держатся за свои должности зубами и руками и чужих пускать в свой круг категорически не хотят. Кроме официальной очень низкой зарплаты они имеют большие возможности дополнительных легальных заработков, включая стажировки за рубежом. Почти все вузы имеют зарубежных партнеров", - рассказала кандидат технических наук, старший научный сотрудник Наталия Керро.<BR><BR><B>Отсев преподавателей </B><BR>С профессиональными специалистами в высшем образовании так же тяжело, как и в других отраслях экономики. Их катастрофически не хватает. "Мы готовы платить приличные деньги, но все равно имеем некоторые сложности с подбором преподавателей. Около 80% претендентов нам не подходят в силу низкой квалификации", - говорит ученый секретарь Европейского университета в Петербурге Олег Кен.<BR>В Европейском университете трехгодичное обучение в аспирантуре стоит $3000. В то же время отсутствие средств не является препятствием для поступления в это учебное заведение. Дело в том, что аспирант получает стипендию в размере $200. Половину этих денег он может тратить на обучение. Это еще один пример удачного решения финансовых проблем.<BR>Скорее всего, подобных примеров будет больше. Потому что руководители вузов учатся менеджменту, а российский бизнес уже чувствует острую нехватку хорошо подготовленных специалистов.