00:0020 декабря 199900:00
10просмотров
00:0020 декабря 1999
Различные перестановки и периодически возникающие конфликты между участниками проекта строительства кольцевой автомобильной дороги (КАД) привели к тому, что на конец 1999 года освоено средств меньше, чем готов был выделить Федеральный дорожный фонд.
<BR><BR>Различные перестановки и периодически возникающие конфликты между участниками проекта строительства кольцевой автомобильной дороги (КАД) привели к тому, что на конец 1999 года освоено средств меньше, чем готов был выделить Федеральный дорожный фонд. <BR>Идея строительства кольцевой автомобильной дороги родилась еще в 1964 году. Потом, как водится, про нее то забывали, то вновь вспоминали. <BR>О необходимости строительства КАД вновь вспомнили в 1984 году, затем еще через 10 лет. Два года назад было создано ОАО "КАД" со 100%-ным городским капиталом. Компания взяла на себя функции заказчика. <BR>Ей предстояло собрать всю необходимую документацию по проекту, найти инвестора для строительства. Первоначально предполагалось, что дорога будет платной. К лету 1999 года заказчик сменился - эти функции были переданы ГУ "Дирекция транспортного строительства", входящему в структуру Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. <BR>По словам заместителя директора ГУ Виктора Петрова, смена заказчика была инициирована Российским дорожным агентством (РДА, ранее - Федеральная дорожная служба), которое распоряжается деньгами Федерального дорожного фонда. <BR>К тому времени стало ясно, что дорога будет бесплатной и что финансироваться она на 50% будет из Федерального дорожного фонда, а на 50% из территориальных дорожных фондов Петербурга и Ленобласти. <BR>"РДА посчитало, что акционерное общество не может распоряжаться бюджетными средствами", - сообщил Виктор Петров. <BR><BR><B>Больше года</B><BR>К моменту смены заказчика строительство дороги шло полным ходом. Осенью 1998 года был проведен тендер на строительство первого участка КАД - от станции Горская до Приозерского шоссе (22 км) и транспортной развязки у Горской. Тендер на строительство первого участка дороги выиграла корпорация "Трансстрой" (структура выросла из Министерства транспортного строительства СССР), развязки - "Мостострой-6". Стоимость строительства первого участка вместе с транспортной развязкой оценена в 1400 млн руб. <BR>Сейчас строительные работы продолжаются - пока они ведутся на участке длиной 18 км от Горской до Выборгского шоссе, то есть на территории города, по Ленобласти дорога пока не проходит. Ведется отсыпка песка, трамбовка, забивка свай для будущих развязок. <BR>Через 2 месяца предполагается приступить к строительству развязки на пересечении с Выборгским шоссе - КАД будет "нырять" под шоссе. <BR>По сообщению вице-президента корпорации "Трансстрой" Игоря Печинского, до конца 1999 года будет освоено 400 млн руб. (на середину декабря было освоено 350 млн руб.). Из Территориального дорожного фонда Петербурга поступило 50 млн руб. <BR>Российское дорожное агентство было готово выделить около 600 млн руб., но, как сообщил Виктор Петров, соглашение с РДА было заключено слишком поздно, поэтому всех средств освоить не успели. <BR>Кроме того, проект затормаживают ряд конфликтов. <BR><BR><B>Выбирают</B><BR>Из-за конфликта интересов города и области до сих пор окончательно не определено - где пройдет дорога. Один вариант предполагает, что КАД проложат по границе Петербурга, второй - почти наполовину по территории Ленобласти. <BR>Длина КАД по первому варианту составит 140 км, по второму - 153 км (25 километров по дамбе, 73 - по области и 55 - по Петербургу). <BR>"Стоимость обоих вариантов приблизительно одинакова, но нам удобнее, чтобы дорога пошла по областному варианту: меньше расселять и сносить. Но пока область нам не дает точного ответа, какой вариант она утвердит", - говорит Виктор Петров. <BR>По его словам, несколько лет назад руководство Ленобласти выступало против строительства кольцевой автомобильной дороги, но после появления проектов строительства портов и ряда терминалов такой интерес у нее проявился. <BR>Михаил Шокин, заместитель председателя дорожного комитета Ленинградской области, сообщил, что они не могут определить, какой вариант их устраивает больше, потому что пока не получили всех документов. <BR>"По одному варианту - областному - мы имеем тщательно подготовленную документацию. А вот по второму - все не очень подробно. А нам ведь необходимо изучить оба варианта. КАД имеет и положительные и отрицательные стороны: среди отрицательных - то, что она забирает тысячи гектаров земли у области". <BR>Пока Ленинградская область решает, нужна ей КАД или нет, финансирование работ из ее территориального дорожного фонда, естественно, не ведется. Из-за этого не ведется и строительство на тех 4 областных километрах первого участка, подряд на который выиграл "Трансстрой".<BR><BR><B>Много хотят</B><BR>Проблема земель и компенсаций за дома, которые попадутся на пути КАД, пожалуй, самая серьезная у заказчиков дороги. Сейчас на пути первого участка (на пересечении с Выборгским шоссе) стоят два дома. Еще 25 домов располагаются на станции Горская у места строительства развязки. <BR>"В двух домах у Выборгского шоссе проживают пять семей. По смете на расселение этих домов у нас заложено 5 млн руб., но жильцы выдвигают совершенно невероятные требования: один, например, затребовал коттедж ценой в $34.000. Мы с ними работаем", - сообщил Виктор Петров. <BR>Работать с жильцами вообще-то должно агентство недвижимости - конкурс на расселение жилья, расположенного на пути КАД, предполагалось подвести еще летом, но пока риэлтеров, желающих стать штатными расселителями автодороги, не нашлось. Они это объясняют невыгодными условиями - дома сначала надо расселить, а уж потом им заплатят деньги. <BR>Впрочем, Виктор Петров заявляет, что через 2 месяца дома у Выборгского шоссе уже будут снесены. Во сколько обойдется расселение 12 домов, которые предполагается снести у Горской, и компенсация жильцам оставшихся 13 домов за то, что рядом с их жильем будет проходить оживленная трасса, - еще не определено. <BR>Сейчас идет также активный торг с двумя совхозами, чьи земли пересекает первый участок трассы, - "Пригородный" и "Бугры". Первый за земли, по которым пройдет КАД, просит 48 млн руб., второй - в 4 раза больше, эта цена для заказчика также неприемлема. <BR>По сообщению Виктора Петрова, общая сумма, которая предусмотрена сметой первого участка на компенсации, равна 200 млн руб. <BR><BR><B>Дамбу без боя не отдают </B><BR>Не решен до сих пор вопрос и со строительством КАД по дамбе. Генеральный подрядчик на строительство комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений - ФГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" недавно подало иск в арбитражный суд о признании неправомочным тендера на определение подрядчика по строительству КАД по дамбе. <BR>В октябре 1999 года дирекция транспортного строительства объявила тендер на строительство дороги по дамбе. Российское дорожное агентство, по словам Виктора Петрова, в 1999 году выделило на строительство дамбы 150 млн руб., но потребовало провести тендер: "Оно может выделить деньги лишь организации, которая подконтрольна РДА". Предложения подали четыре компании ("Ленгидроэнергоспецстрой" в том числе). <BR>Но уже на следующий день, еще до объявления победителя торгов, компания подала иск в арбитражный суд. "Мы были уверены в своей победе, но в суд подали, чтобы не создавать прецедента. Дамба - это единый технический комплекс и дробить ее на разные виды работ нельзя, - объясняет заместитель генерального директора "Ленгидроэнергоспецстрой" Иван Феклистов. - То, что бюджет выделил 150 млн руб. - заслуга нашего директора и депутата Госдумы Юрия Севенарда, это он смог пролоббировать выделение средств на дамбу". <BR>Виктор Петров считает, что заслуги Севенарда в выделении средств на дамбу нет: "Наоборот. После того как они подали в суд, перечисление средств было заморожено до окончательного решения. Таким образом, в этом году мы этих денег не получим". <BR>По словам Виктора Петрова, на следующий год РДА также выделяет 150 млн руб. на строительство дороги по дамбе. Всего на прокладку КАД по дамбе запланировано 400 млн руб. <BR><BR><B>Оптимисты</B><BR>Несмотря на конфликты и прочие метаморфозы, заказчик уверен в том, что первый участок будет сдан в эксплуатацию в октябре 2000 года. В феврале 2000 года планируется объявить конкурс на следующий участок - от поселка Бронка до Таллинского шоссе. <BR>Протяженность этого участка составляет 34 км, и по смете на него заложено 3,8 млрд руб. <BR>Впрочем, начальник отдела строительства КАД Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олег Кащенко говорит, что вопрос с этим участком еще окончательно не решен. <BR>По сообщению Николая Смирнова, директора ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" (Северо-Западное отделение РДА), в 2000 году из Федерального дорожного фонда Петербургу на строительство КАД будет выделено столько же, сколько и в этом году, а если город сможет освоить больше, то эта сумма может доходить до 2 млрд рублей. На самом деле финансирование из Федерального дорожного фонда происходит косвенным способом. <BR>"Живых" денег мы получаем не более 10%, - сообщил Игорь Печинский, - остальное - путем взаимозачетов. Нам РДА дает список компаний, которые имеют перед Федеральным дорожным фондом задолженности, а мы берем у них эти долги их продукцией, которую либо реализовываем, либо направляем на строительство". Всего на строительство КАД запланировано потратить 28 млрд руб. <BR>Губернатор Петербурга ставит задачу перед строителями завершить работу к 2003 году, но большинство специалистов называют более реальную дату - при нормальном финансировании дорогу раньше чем за 6 лет не построить. Но это - при условии, что ежегодно будет осваиваться не менее чем по 4,5 млрд руб.