Вузы шагают от бюрократизма к... или каким критериям должно соответствовать обучение в современном вузе

Наталья Гончарова, представитель инициативной группы студентов-психологов факультета психологии СПбГУ

<BR><BR><B>Наталья Гончарова, представитель инициативной группы студентов-психологов факультета психологии СПбГУ</B><BR>Что представляет собой сегодняшний вуз? Как и чему учат в нем студентов? Многообразие форм обучения сейчас велико, но "типичный" вуз все еще находится на пути от бюрократизма советского периода к... На этом этапе важно определить, к чему стремится система высшего образования. Будучи прямо связанными с ней, мы хотим выделить актуальные проблемы сегодняшней системы высшего образования, в связи с чем и предлагаем некоторые принципы. Именно недоучет определенных принципов вынуждает "тормозить" образование. Мы - студенты факультета психологии СПбГУ и рассматриваем всЈ со своей колокольни. <BR>Нужен открытый доступ к научной и профессиональной информации.<BR>Какова ситуация сейчас: общее настороженное отношение к новым идеям и, как следствие, недоступность информации о новых течениях и новых достижениях изучаемой науки для студентов. Если каждый будет скрывать свое ноу-хау, то студентам придется каждый раз "начинать с начала" - прогресс науки сильно замедляется. Сейчас пробиться к современной научной информации трудно, студенты нередко наталкиваются на скрытность и недоверие либо на лень и нежелание объяснять.<BR>Преподаватели вуза - это наставники и учителя, они не должны превращаться в жандармов и вахтеров. Роль преподавателя - научить и создать условия для интеллектуального и творческого поиска студентов, а не только проконтролировать посещаемость. Страхом и системой контроля можно добиться куда меньшего, чем реальным научным и человеческим авторитетом. <BR>Обучение должно проходить в атмосфере энтузиазма и интеллектуального творчества, а не в борьбе за выживание в тяжелых психологических условиях.<BR>Интеллектуальная работа останется на примитивном уровне, если нет возможности иметь эмоциональное равновесие. Свободу мысли может позволить себе тот, кто имеет чувство собственного достоинства и не испытывает необходимости ежедневно за него бороться.<BR>Принципы демократии не должны быть чужды российскому вузу: творческий беспорядок свежих идей лучше многолетней пыли складского помещения.<BR>Правят в науке идеи, а администрирование лишь сопутствует научной работе, но не управляет ей. Научное сообщество - это корпоративный союз, а не иерархическая лестница. Плюрализм, такой важный сейчас для управления страной, еще более важен для научных сообществ. Разнообразную научную инициативу следует поощрять и поддерживать даже на стадии начала научного пути, а не давить абсолютным мнением отдельных личностей, занимающих строго отмеренный статус. Лекции и семинары должны быть основаны на реальных знаниях, которые можно использовать, а не плодить фантазии, формирующие неоправданные амбиции.<BR>Выпускник вуза должен иметь адекватное представление о том, что он реально может делать. Если даже выучить наизусть тома всех классиков науки, но не уметь влиять на человека в обычном общении, в психологии, например, не достичь ничего. Знания также не должны слишком противоречить здравому смыслу - иначе они неприменимы. Можно себе представить благополучный прыжок с небоскреба, но вряд ли в реальности мы избежим трагедии. Сегодняшняя бесконтрольность преподавания допускает по некоторым дисциплинам полный произвол в отношении научной истины.<BR>Общение в вузе должно быть ближе к согласованию идей, чем к выяснению отношений.<BR>Не стоит избегать научных споров и дискуссий. Но при этом важно использовать приемлемые для науки средства. Если пытаться решить разногласия за счет силы или статуса, то теряется смысл научного сообщества. Необходима конкуренция, основанная на честной защите научных положений, а не на способности "вовремя улыбаться" или распространять слухи.<BR>В вузе нужен "мозговой штурм", а не бюрократическая интрига, разыгрывающая карту карьерных интересов. Оставим политику политикам. Даже там неприглядно смотрятся карьеристы, хотя в основе политики лежит борьба за влияние. Но если эта борьба возникает в вузе, она смотрится нелепо и глупо, воспринимаясь как неспособность утвердить себя в науке.<BR>Для нас главная цель вуза - это воспитание интеллигенции, а ориентир обучения - качество интеллектуальной продукции. Если это так и для Вас, то давайте думать вместе!