Каждый торговый комплекс идет своим путем

Торгово-рыночный комплекс "Ладожская" и торговый комплекс "Балканский", полгода назад признанные Комитетом по потребительскому рынку администрации Петербурга лучшими в городе, имеют схожую историю - они выросли из ларьков у станций метро. Они успешны, хот

<BR>Торгово-рыночный комплекс "Ладожская" и торговый комплекс "Балканский", полгода назад признанные Комитетом по потребительскому рынку администрации Петербурга лучшими в городе, имеют схожую историю - они выросли из ларьков у станций метро. Они успешны, хотя ориентируются на разные группы потребителей и используют различные стратегии развития. <BR>Оба комплекса расположены в "спальных" районах, с развитой транспортной инфраструктурой: оба базируются на станции метро, рядом конечные остановки всех видов общественного транспорта, у "Балканского" рядом пассажирская железнодорожная платформа, у "Ладожской" - грузовая платформа "Дача Долгорукова". <BR>В 15 минутах езды от "Ладожской" (транзитные людские потоки в "Ладожском" не замеряли) живет 500 тыс. человек, примерно столько же живет рядом с "Балканским" (ежедневно через него проходит более 250 тыс. человек). <BR>Оба маркета поддерживают дружеские отношения с районными администрациями. И "Ладожский", и "Балканский" не испытывают недостатка покупателей - к ним едут за покупками практически со всего города, - однако постоянно проводят промоутерские акции и рекламные кампании. У них даже есть общие арендаторы, например Sela.<BR> Руководители обоих комплексов гордятся тем, что сумели создать зоны некриминальной торговли. В принципе, этим сходство и ограничивается: "Балканский" и "Ладожская" имеют разную структуру арендаторов и предоставляют разные услуги. "Балканский" изначально задумывался по образу и подобию американского молла (Mall - огромный торгово-развлекательный комплекс. - А.Гр.). <BR>На первом этаже "Пассажа на Балканском" - элитные магазины, на втором - менее дорогие, а на ярмарке торгуют товарами для среднего класса.<BR>"Ладожская" привлекает тот же средний класс, но в основном ориентируется на малообеспеченные слои населения. Надежда Сергеева, директор ТРК "Ладожская", радуется, что на их рынке практически самые низкие цены в городе: "У нас нет обвесов. Покупатель завоевывается тем, что нет обмана и качество продукции реально соответствует цене".<BR>Любопытная деталь. В штаб-квартиру "Балканского" попасть трудно: бдительные охранники тщательно фильтруют посетителей. <BR>Даже фотограф "ДП", снимавший торговые павильоны с улицы, был задержан для выяснения личности. Зато в кабинет Надежды Сергеевой свободно заходят бабушки, интересующиеся расположением ближайшего туалета: директор "Ладожской" не сердится и лично указывает им верное направление.<BR><BR><B>Свой путь</B><BR>Оба центра стартовали примерно в одно время - в 1989 году Территориальный межотраслевой производственно-технический центр "Темп" установил первые ларьки у метро "Ладожская", а в 1996 году начал создавать современную торговую зону. ЗАО "Стройинвест" начало заменять ларьки у "Балканской" 5 лет назад. Принципы строительства были в общем единые - максимальное количество торговых площадей по минимальной цене, даже строительство велось по схожей технологии. Оба девелопера параллельно выполняли социальный заказ местных администраций, которые были заинтересованы в наведении чистоты и порядка у оживленных станций метро. В основном строительство велось на собственные средства. <BR>"Балканский" ориентировался на нужды якорных арендаторов ("1000 мелочей" и "Адамант"), а также мелких торговцев. Владимир Лиепин, исполнительный директор ЗАО "Стройинвест", говорит: "Хорошие магазины требуют 50-150 м2, мелкие - несколько помещений по 10 м2, чтобы в случае необходимости была возможность быстро переориентировать торговлю".<BR>"Ладожская" также проектировалась с учетом пожеланий торговцев, которым требовались небольшие площади. <BR>При строительстве часть из них выступила в качестве дольщиков, однако это произошло не сразу. Андрей Никитин, генеральный директор "Темпа", вспоминает: "Был период, когда 2 месяца нашим сотрудникам не выплачивалась зарплата - все шло на строительство. Пока не возвели первый корпус, никто из арендаторов не хотел давать деньги". <BR>На вопросы о размере инвестиций в строительство руководители обоих комплексов предпочитают не отвечать. Они лишь отмечают, что августовский кризис резко увеличил сроки окупаемости проектов ("Ладожская" планирована вернуть инвестиции через 3-5 лет, "Балканский" - через 5-7).<BR><BR><B>Управление</B><BR>Площади обоих комплексов полностью сданы в аренду, более того, потенциальные арендаторы стоят в очереди. В результате нет проблем с рентой, а управляющие могут позволить себе роскошь проводить с арендаторами воспитательную работу и выбирать наиболее достойных претендентов на освобождающиеся места. Оба комплекса стараются добиться максимально широкого ассортимента. Но "Балканский" стремится не допускать внутренней конкуренции ("зачем покупателю два магазина обуви, торгующих товарами одного качества и по схожим ценам?"), а "Ладожская", наоборот, пытается привлекать конкурентов, особенно торгующих продовольственными товарами. <BR>Есть различия и в ценовой политике. "Ладожская" ранее держала цены в долларах, сейчас - в рублях. "Балканский" использует условные единицы, на основе курса КУГИ.<BR>Фактически администраторы отслеживают, как идут дела у конкретного арендатора и в зависимости от этого варьируют ставки. Надежда Сергеева говорит: "У нас есть "социальные" арендаторы - ремонт обуви, часов, химчистка, парикмахерская". "Балканский" не взимает ренты с пенсионеров и церковной лавки. Управлением комплексом полностью занимаются сами девелоперы, создавшие для этого особые структуры. <BR><BR><B>Перспективы</B><BR>И "Ладожская", и "Балканский" планируют рано или поздно развиться в торгово-бытовой и культурно-развлекательный комплекс. <BR>У "Ладожской" лучше с землей: рядом есть свободные площади - 64 га. Два года назад был разработан инвестиционный проект "Оккервиль", который в ряду других вывозили даже в Канны. Есть даже потенциальные инвесторы, но когда начнется реализация проекта, сегодня не знает никто. Андрей Никитин уверен, что проект будет реализован.<BR>У "Балканского" планы иные. Еще до кризиса собирались строить трехэтажный павильон спортивно-развлекательного назначения. Проект пока заморожен. Есть планы строительства лесоторговой базы и "Центра для садоводов".(А.Гр.)