Путешествие из Петербурга в Москву: барахолки против супермаркетов

Новые торговые центры в Петербурге сегодня редкость, зато в соседней Москве их уже несколько десятков.

<BR>Новые торговые центры в Петербурге сегодня редкость, зато в соседней Москве их уже несколько десятков.<BR> Успешно завершенные петербургские проекты можно пересчитать по пальцам ("Максидом", "Атриум", "Мегамарт"). По данным Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга, в городе сегодня действует 83 рынка и торговые зоны, 329 торговых комплексов. Они дают 30-40% всего розничного товарооборота и именно на их базе развиваются многие новые мегамаркеты. <BR>В Петербурге есть почти все предпосылки для успешной работы торговых центров: неудовлетворенный спрос потребителей и торговцев, девелоперы, свободные площади и участки земли, шесть-семь иностранных управляющих компаний, готовых прийти в Петербург, и т.д. Есть, естественно, и серьезные минусы, например невозможность использовать землю, на которой ведется строительство, в качестве залога для получения кредита. Население Петербурга имеет низкую покупательную способность, а поток туристов (традиционно отдающих дань шоппингу) пока не очень велик. Кроме того, существуют высокие риски инвестиций. В результате реальных капиталовложений в строительство крупных торговых центров почти нет.<BR><BR><B>Что будет в Петербурге</B><BR>Пока не начата реализация проектов огромного подземного маркета под площадью Искусств (100 тыс. м2; стоимость более $90 млн), торговой зоны "Василеостровская" (вокруг метро "Василеостровская"; ориентировочно необходимо вложить $1,3 млн), торгового комплекса "Богатырский проспект" (21 тыс. м2, $3,2 млн), "Комплекс-2000" (пересечение проспектов Энгельса, Просвещения и ул. Хо Ши Мина; около 23 тыс. м2), торгово-развлекательного комплекса "Бада-Бум" (у метро "Озерки", 4 тыс. м2), торгового центра "Сенная" (35 тыс. м2) и др.<BR>На углу Невского и улицы Восстания заморожены работы по строительству Невского международного центра (магазины, рестораны, кафе, фитнесс-клуб, киноцентр, офисы класса "А", паркинг на 400 мест) общей площадью 48 тыс. м2. Проект реализуется ЗАО "Знаменская" - юридическим лицом, специально созданным германской компанией SP AG. Владимир Смирнов, генеральный директор ЗАО "Знаменская", убежден, что Невский международный центр обязательно будет построен, правда - с течением времени.<BR>Сегодня известно, что в Петербург намереваются прийти два крупных иностранных застройщика - турецкий "РАМСТОР", успешно реализовавший два проекта мегамаркета в Москве, и шведский мебельный концерн IKEA, подыскавший себе пятно застройки где-то на Юго-Западе. В начале 90-х IKEA уже пытался начать этот бизнес в Петербурге, но, по словам члена совета директоров компании Андреса Бинмира, "переговоры о предоставлении земельного участка закончились неудачей, и мы ушли в Москву". В Москве шведы получили два пятна под застройку (53 и 54 га) и в марте будущего года откроют здесь свой первый в России торговый центр. Любопытно, что его автостоянка рассчитана на 7 тыс. мест. Андрес Бинмир говорит: "Мы должны открыться, а потом посмотреть, что из этого выйдет". В первом торговом центре IKEA часть площадей (примерно 15%) будет использоваться для фирменной торговли мебелью, остальные помещения будут сданы в аренду.<BR><BR><B>Что есть в Москве </B><BR>Значительно более успешно развивается строительство торговых центров в Москве. По данным консалтинговой фирмы Stiles&Riаboko-bylko, ежегодно в Москве в розницу продается товаров на $3 млрд - это третий результат в Европе (для сравнения: в Петербурге, по данным Комитета по потребительскому рынку, ожидается, что в 1999 году будет достигнут рубеж в 60 млн руб.). В Москве уровень дохода на душу населения в 2,5 раза выше, чем в среднем по России, и в 4 раза выше уровень свободно распоряжаемых доходов.<BR>Создание торговых центров в столице началось раньше, чем в Петербурге, и ведется значительно более интенсивно: сейчас в столице маркеты имеют суммарную площадь 2 млн м2.<BR>Сегодня реализуется семь новых проектов - крупнейший из них строится у Курского вокзала (110 тыс. м2). Несмотря на все достижения, некоторые из этих проектов заморожены на неопределенное время: предложение свободных площадей постепенно возрастает, но торговля пока в них не нуждается. Большинство действующих торговых центров (18) расположено в центре города (как старые - ГУМ, ЦУМ, так и новые - комплекс "Манеж", "Актерская Галерея", "Смоленский Пассаж" и др.). Средний уровень заполняемости маркета - 85% (по международным критериям, это хороший результат). Подавляющее большинство торговых центров ориентировано на средний класс.<BR><BR><B>Два примера</B><BR>Наиболее известен и раскручен торговый комплекс "Охотный ряд" на Манежной площади. Инвестиции в подземный город общей площадью 62 тыс. м2 составили $350 млн. Основным инвестором выступило правительство Москвы. По словам Юрия Певзнера, генерального директора ОАО "Манежная площадь" (управляющая компания комплекса), "когда будут возвращены инвестиции - пока неизвестно". <BR>Это происходит несмотря на то, что торговый центр действует уже 3 года, в аренду сдано 88% площадей, управлением занимается группа профессионалов, прошедших обучение в США и Великобритании, постоянно проводятся промоутерские акции, привлекающие большое количество посетителей ("Охотный ряд" посещают ежедневно более 75 тыс. человек), и лично мэр Москвы Юрий Лужков привозит сюда всех своих именитых гостей.<BR>Значительно более дешевый и менее помпезный московский торговый центр "Рамстор", построенный всего 1,5 года назад, уже погасил примерно 40% задолженности перед инвесторами.(А.Гр.)