Внешнеэкономическую деятельность принесли в жертву политике

<BR>

ValeraR@delo.spb.ru<BR>Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2000 год". <BR>Принимая закон, депутаты увеличили расходы на социальные нужды. Компенсировать политические расходы придется предпринимателям, в частности участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).<BR>В качестве источников дополнительного финансирования расходной части бюджета предусмотрены меры по дополнительному экспортно-импортному регулированию, включая таможенное администрирование - 5,7 млрд рублей. <BR>Какие конкретно меры предполагается принимать к предпринимателям, Правительство пока не разглашает. <BR>Однако анализ последних распоряжений Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ показывает, что следует ожидать ужесточения таможенного контроля и широкого применения комбинированных ставок таможенных пошлин и сезонных ставок.<BR>Таким образом Государственный таможенный комитет пытается покончить с практикой занижения таможенной стоимости товаров и обеспечить защиту отечественных товаропроизводителей.<BR><BR><B>Учет и контроль</B><BR>Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с 1 ноября Председатель ГТК Приказом от 1 октября 1999 года №665 запретил лицам, не имеющим лицензию таможенного брокера, и их работникам осуществлять коммерческую деятельность, связанную с оказанием услуг по проведению операций по основному таможенному оформлению в зонах таможенного контроля (см. "ДП" №113/99). Однако фирмы, занимающиеся таможенной очисткой грузов, отказываются получать лицензии таможенного брокера. Отказываются от работы с лицензированными брокерами и многие участники ВЭД. Поэтому сегодня большинство грузов оформляют так называемые "черные брокеры", иначе говоря, таможенные декларанты, не пожелавшие получить брокерскую лицензию.<BR>Основных причин ухода таможенных брокеров в тень две. Первая - нежелание самих брокеров получать официальный статус. Вторая - нежелание экспортеров и импортеров иметь дело с брокерами лицензированными.<BR>Затраты на получение лицензии, а также обязанности, которые возлагаются на полноценного брокера, достаточно обременительны. По оценкам фирм, занимающихся таможенной очисткой, стоимость получения лицензии ГТК высока непомерно и по карману только единичным фирмам-"монстрам". Кроме того, в соответствии с законодательством, за любые нарушения, обнаруженные таможней при экспорте, импорте или хранении товаров, ответственность несет именно брокер. Отсюда высокая стоимость услуг легального брокера и нежелание участников ВЭД с ним связываться.<BR>В ближайшие дни увидит свет и приказ ГТК о сокращении числа складов временного хранения и таможенных складов. <BR>При этом, по данным информационного агентства "Прайм-ТАСС", владелец таможенного склада должен будет иметь лицензию таможенного брокера, а каждый таможенный брокер, соответственно, - лицензию на таможенный склад. Уже проводится сокращение количества пунктов пропуска и ужесточение режима проверки для товаров группы риска (например, мясо птицы, алкоголь, легковые автомобили, аудио- и видеотехника, мебель). <BR>К примеру, ГТК РФ определил места, в которых экспортеры мяса и птицы могут пересекать границу РФ, если страна происхождения продуктов не имеет сухопутных путей сообщения с Россией. От Петербурга в список вошел Санкт-Петербургский морской порт (см. "ДП" №104/99). Ожидается введение голографической марки для товаросопроводительных документов, предъявляемых таможне, ограничение номенклатуры товаров, для которых разрешен режим временного ввоза, запрещение режима таможенного склада для некоторых товаров.<BR><BR><B>Ставки и характеристики</B><BR>Таможней уже вполне отработана и практика использования сезонных пошлин и тарифных квот. <BR>Одним из первых шагов в этом направлении стало введение с 1 января 1999 года вывозной таможенной пошлины на топлива жидкие (мазут) в размере 10 ЭКЮ за 1000 вывозимых кг. <BR>Как следует из текста документа, эта мера была необходима для обеспечения экономической безопасности РФ и нужд внутреннего потребительского рынка. В итоге выброса дешевого мазута на внутренний рынок тогда так и не произошло. По словам представителя одного из крупнейших производителей мазута по Северо-Западному региону, проблема была не в том, что мазут уходил за границу, проблема в том, что у российского покупателя не было средств на его приобретение. <BR>Что касается продажи топлива за рубеж, то пошлины не мешают. Просто немного меняется технологический процесс, и предприятие переходит на выпуск товарных марок, не подпадающих под постановление. <BR><BR>В сентябре этого года в доходную часть бюджета таможенные органы России перечислили 13,6 млрд рублей.