Экспо-Петербург двинут из шашек в дамки

Петербург будет получатьогромные деньги, если станет центром проведения международныхконгрессов. И в выставочной сфере город тоже не будет стоять с протянутой рукой, асможет зарабатывать хорошие деньги. Как этого добиться?

<BR>Петербург будет получатьогромные деньги, если станет центром проведения международныхконгрессов. И в выставочной сфере город тоже не будет стоять с протянутой рукой, асможет зарабатывать хорошие деньги. Как этого добиться?<BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Сергей Алексеев, генеральный директор ОАО "Ленэкспо", президент Союза выставок и ярмарок СНГ и Балтии.<BR>Никита Ананов, депутат Законодательного собрания Петербурга.<BR>Юрий Гуляев, заместитель директора Петербургского фонда развития потребительской и предпринимательской политики.<BR>Юрий Замаренов, заместитель директора Петербургского фонда развития потребительской и предпринимательской политики.<BR>Валентин Занин, заместитель председателя КЭПП администрации Петербурга.<BR>Андрей Зонин, директор Института культурных программ.<BR>Александр Игнатенко, заместитель главного редактора информационного обозрения "Промышленность сегодня".<BR>Евгений Колчин, советник губернатора Петербурга по туризму и культуре.<BR>Наталия Лебедева, специалист отдела маркетинга и информации Петербургской продовольственной корпорации.<BR>Наталья Минина, директор коммерческого отдела по корпоративному бизнесу Grand Hotel Europe.<BR>Юрий Пароходов, заведующий кафедрой выставочного бизнеса Международного банковского института.<BR>Николай Питиримов, директор по внешнеэкономическим связям Петербургского фонда поддержки промышленности.<BR>Валерий Симаков, управляющий директор ООО "Мономакс".<BR>Александр Смирнов, генеральный директор ЗАО "ВАО Интурист Санкт-Петербург".<BR>Елена Церетели, исполнительный директор ЗАО "Империя", организатор выставки "Петерфуд".<BR><BR>Петербург может зарабатывать сотни миллионов долларов ежегодно только за счет проведения отраслевых выставок и научных конгрессов высокого уровня. Может, но не зарабатывает. Лишь в период белых ночей деловые и научные круги с удовольствием посещают Петербург. В эти дни гостиницы обычно переполнены, а автобусы у музеев и отелей стоят вереницей, чтобы загрузить очередную партию бизнес-туристов из-за рубежа. С окончанием сезона российских гостей пытаются завлечь в Северную столицу на локальные выставочные мероприятия. Но для небогатых приезжих в городе недостаточно недорогих, но удобных гостиниц. А обилие сходных по тематике мероприятий, проводимых чуть ли не одновременно, сводит на нет усилия организаторов. <BR>В редакции "ДП" собрались те, кто имеет прямое отношение к проводимым в городе выставкам и конгрессам. И разговор они вели о том, как совместными усилиями заработать в год $100 млн на организации выставок и конгрессов мирового уровня.<BR><BR>Сергей Алексеев:<BR>"Сегодня Петербург по мощностям и количеству участников является вторым выставочным центром в стране после Москвы. Следом за нами - Нижний Новгород.<BR>Мы имеем крупнейшую выставку в России по судостроению ("Нева"), по энергетике, по строительству и по агробизнесу. Что касается остальных направлений - второе место среди всех российских выставок мы занимаем по туризму, деревообработке и по автомобильной тематике. Если рассматривать ситуацию с точки зрения мировых масштабов, то мы - в глубочайшей провинции".<BR><BR>Юрий Гуляев:<BR>"Уровень выставки определяется не только составом участников, но и тем, что творится вокруг мероприятия, - его средой, его аурой. В этом отношении наши выставки наводят уныние. Без соответствующего оформления тяжело представить выставку мирового класса. Все хотят не только презентовать себя, но получить и культурную программу, и другую дополнительную информацию".<BR>Наталья Минина:<BR>"Когрессный бизнес, к сожалению, у нас случаен. Знаю только один конгресс, который уже стал достаточно закономерным - Экономический форум, - он проходил у нас уже 3 раза, но, к сожалению, в июне, когда все гостиницы переполнены. <BR>Да, конгрессных залов с современным оборудованием в Петербурге не много. В нашем отеле мы можем провести мероприятие на 300 человек, но это, конечно, не конгресс, а конференция. Конгресс - это тысяча и более человек".<BR>- Допустим, вы - акционеры. Предмет деятельности акционерного общества - создание в городе выставочного и конгрессного центра хотя бы европейского уровня. Нужно заработать $100 млн за год. Какие конкретно усилия надо предпринять?<BR><BR>Юрий Пароходов:<BR>"В составе Комитета по экономике и промышленной политике необходимо создать подразделение, которое бы координировало, организовывало и осуществляло поддержку выставочного комплекса. Также необходимы концепция и программа государственного регулирования и поддержки выставочной деятельности, которая должна войти в программу "Петербург-2003". Мы готовы составить положения о структурном подразделении и предложить законопроект, касающийся концепции развития выставочного бизнеса.<BR>Наша кафедра может выступать специализированным центром обучения специалистов выставочного и конгрессного бизнеса. Без обучения мы обречены повторять чужие ошибки".<BR><BR>Валентин Занин:<BR>"Должны быть приняты экстраординарные меры: например, выставочный бизнес должен быть освобожден от всех видов налогов. Вообще! Они должны просто выкинуть в корзину всю бухгалтерию, связанную с налогами. В нашем обществе до сих пор не понимают, что можно с кого-то налогов не брать, потому что они через месяц возвратятся через других. <BR>Мы готовы представить законопроект по отмене налогов на всю сферу выставочного и конгрессного бизнеса, включая гостиницы.Таким образом, может быть сформирован имидж города, который по- настоящему что-то хочет. Без этого ничего не будет, так как в бюджете нет денег даже для того, чтобы построить один приличный павильон. Средства могут быть только привлеченные. Тогда можно будет сделать прорыв". <BR><BR>Николай Питиримов:<BR>"Мы бы занимались проработкой и поддержкой проекта преобразования "Ленэкспо" в современный выставочный центр. Кроме того, чтобы поддержать нашего производителя, город должен участвовать в крупнейших международных выставках. Город должен выкупать площади и поддерживать лучшие компании.<BR>Необходимо формировать общественное мнение в профессиональной среде. Если профессионалы рынка решат, что данная конкретная выставка для них важна, то они смогут убедить в этом всех остальных".<BR><BR>Сергей Алексеев:<BR>"Мы будем продолжать вкладывать фактически всю прибыль на реконструкцию "Ленэкспо". За последние 10 лет мы практически удвоили выставочную площадь. Те сараи - другого слова не подобрать, - которые мы в свое время получили, были полностью восстановлены.<BR>Следующий шаг - к 300-летию Петербурга осуществить голубую мечту: увеличить выставочные площади до оптимальных размеров. Сегодня достаточно 60.000 м2. Больше - не продать при нашей жизни. Это будет функциональный выставочный центр. <BR>В разработку мастер-плана мы уже вложили $140 тыс. Но в нынешних условиях, когда отсутствует какая-либо поддержка, мы боимся приступать к осуществлению плана.<BR>Поэтому я буду без конца продолжать лоббировать систему: один город - один выставочный центр. Никто и никогда не убедит меня, что нужно 200.<BR>Кроме того, должна быть железная концепция: одна тема - одна выставка в год или в 2 года. Одна - по пищевке, одна - по судостроению и т.д. У нас в год проводится в год 146 выставок, а в Ганновере - 17. На 146 выставок не хватает специалистов, поэтому стоимость одного контакта в несколько раз больше, чем в Москве. Городская администрация должна четко заявить, какую выставку она поддерживает".<BR><BR>Никита Ананов:<BR>"Во всем мире прослеживается роль вторых городов стран: Марсель и Лион во Франции, Сан-Франциско и Лос-Анджелес в США, Милан в Италии. Вторые города - это города экспертов. Такова их специализация. Города экспертов - это те площадки, на которых идет обмен информацией. Поэтому если мы будем следовать природной миссии нашего города, то получим осознание того, что поддержка выставочного и конгрессного бизнеса - цель первоочередная.<BR>Чтобы наше гипотетическое АО поднималось и процветало, я могу сделать следующее. Я в этом году разработал и внесу в ЗС закон о стратегии развития города и его главной цели, а также закон о системе целей развития города. Причем я обязуюсь не только эти законы внести, но и провести, даже несмотря на вето губернатора, которое всегда налагается на мои законы. Мой оптимизм основывается на том, что я уже дважды преодолел вето по свои законам".<BR><BR>Александр Смирнов:<BR>"Как турфирма, мы занимаемся и будем продолжать заниматься привлечением клиентов на выставки. Собираем информацию, какие выставки будут проходить, передаем ее нашим партнерам за рубеж, они пускают эту информацию в свою сбытовую сеть, приезжают клиенты. Кроме того, мы занимаемся организацией небольших конгрессов - полностью все от А до Я - "под ключ". Мы готовы продавать город как центр конгрессного туризма, но продавать в условиях отсутствия информации и централизованной системы обеспечения гостиничными местами очень тяжело. Мы даже не просим денег на рекламу, потому что мы имеем эти средства, мы просим давать заранее четкую информацию".<BR><BR>Андрей Зонин:<BR>"То, чем занимается наш Институт культурных программ, может пригодиться для маркетинга, выстраивания партнерских отношений, для информационного обеспечения и PR, то есть продвижения положительного имиджа Петербурга.<BR>Надо идти по пути использования для целей маркетинга звезд и научных школ. Хороший пример - конгресс виолончелистов, организованный под имя Ростроповича. <BR>Не надо ждать создания хорошей инфраструктуры, а эффективно использовать имеющуюся. Мы сможем подготовить план такого использования".<BR><BR>Валерий Симаков:<BR>"Чтобы заработать деньги для придуманного вами акционерного общества, мы будем заниматься нашей профессиональной деятельностью - организацией и проведением конгрессов. Ошибочное мнение, что турист и деловой человек - одно и то же. Человеку, прибывающему на конгресс или выставку, необходимо более 150 отдельных услуг.<BR>Также мы готовы заняться подготовкой кадров и скоординировать график проведения конгрессов, тогда существующих гостиниц нам хватит. Таким образом, первую сотню миллионов, если говорить о нашем АО, мы готовы продвинуть".<BR><BR>Александр Игнатенко:<BR>"С точки зрения СМИ, наша задача - продвижение этой темы. Главное здесь - подготовка общественного сознания к тому, что такая единая организация в городе необходима. Так как интересов будет затронуто много, то шум будет большой. <BR>Кроме того, мы готовы расширять рынок и менять к нему отношение: для многих крупных предприятий участие в выставках еще не стало необходимым элементом маркетинга, подготовка ведется слабо, а в результате - нулевые итоги".<BR><BR>Юрий Гуляев:<BR>"Любой бизнес начинается с цели, идеологии, определения размера необходимых финансов и решения оргвопросов. Для того чтобы понять, насколько бизнес реально прибылен, необходим качественный маркетинг. Бизнес-план мы берем на себя".<BR><BR>Юрий Замаренов:<BR>"Надо начать с координации выставок. 146 выставок не приносят дохода городу. Каждая выставка должна быть событием. Я бы прежде всего взял на себя анализ существующих выставок и определил среди них приоритетные".<BR><BR>Наталья Минина:<BR>"Участники конгрессов и выставок привыкли к определенному стандарту в организации выставки и проживании. Со своей стороны, мы готовы разослать наши предложения для участников выставки со специальными ценами и организовать "шатл" между нашим отелем и выставочным центром.<BR>Что касается конгрессов, мы можем заниматься продвижением продукта на рынке, так как мы участвуем во многих зарубежных выставках. Кроме того, если город решит строить конгрессный центр, мы готовы взять на себя менеджмент этого центра. Так делается во многих странах, когда гостиница и конгрессный центр связаны одним руководством. Тогда не надо будет готовить кадры. Наш персонал достаточно опытен в области проведения конференций. Таким образом мы могли бы минимизировать затраты на подготовку персонала".<BR><BR>Евгений Колчин:<BR>"Я бы срочно лоббировал принятие закона о туризме, хотя бы равного по своим возможностям закону, принятому в Ленобласти 2 года назад. Закона, поощряющего въездной туризм, снижающего соответствующие ставки налогов. И тем самым прекратится отток крупнейших турфирм из города в область.<BR>Кроме того, я бы использовал морально-силовые возможности, заложенные в уставе города, по использованию городской символики для привлечения фирм участвовать в коллективных городских стендах на международных выставках. Не дело, когда Эрмитаж участвует на московском стенде.<BR>И последнее: я бы считал необходимым создать некоммерческую организацию, занимающуюся продвижением города в целом. Это позволит привлечь как спонсорские, так и другие средства. Это не простая задача, но для первой фазы концентрации капитала, наверно, единственно возможная".<BR><BR>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев.<BR>Материалы подготовил Дмитрий Грозный.