00:0013 октября 199900:00
17просмотров
00:0013 октября 1999
В идеале в любой точке сети потребитель должен получать товар или услугу одинакового качества по одинаковым ценам. Но практика расходится с теорией.
<BR>В идеале в любой точке сети потребитель должен получать товар или услугу одинакового качества по одинаковым ценам. Но практика расходится с теорией. <BR> В частности, далеко не всегда все точки работают под единой торговой маркой (например, у "Первомайской Зари" их четыре - "Зарина", "Зарина Vanana", "Зарина Плюс" и Kurt Kellerman, а сети, торгующие бытовой электроникой различных производителей, открывают фирменные магазины под разными брэндами). <BR>Место расположения точки играет определяющую роль в уровне сервиса и цены. "Окания", например, в одном салоне (ближе к Невскому) продает очень дорогую мебель, а в другом (дальше от Невского) мебель для среднего класса. Продавцы бытовой электроники на Невском предлагают аппаратуру Hi-End, а в "спальных" районах - аппаратуру классом ниже. Лечить зубы и стричься в центре обычно дороже. Далеко не все сетевики поддерживают одинаковые цены на один и тот же товар и услугу во всех точках: как правило, чем ближе к центру, тем дороже (разница в ценах на одинаковые товары и услуги составляет 5-40%), - это объясняется более высокими тратами на аренду или приобретение помещений. Есть и противоположные примеры: одинаковы цены во всех точках у McDonalds, "Гриль Мастер", "Петмола", "СНАРК" и др.<BR><BR><B>Бизнес-центры</B><BR>Группа компаний ВСМ Group создала цепочку из шести бизнес-центров общей площадью более 40 тыс. м2. Все они объединены одной торговой маркой (ВСМ Group), с собственниками зданий заключены договоры доверительного управления. Первый бизнес-центр сети на Шпалерной, 36, достиг устойчивого развития и был передан владельцу. В зависимости от расположения, бизнес-центры предлагают помещения по разным ставкам аренды. Евгений Рязанцев, руководитель ВСМ Group, говорит: "Если у нашего арендатора дела идут хуже, мы можем предоставить ему помещение в более дешевом бизнес-центре, сохранив при этом тот же уровень обслуживания". На схожих принципах формируют цепочки бизнес-центров и другие компании - "Петербургская недвижимость", "Бизнес-центры JGB" и т.д. <BR><BR><B>Помещения </B><BR>"Золотого правила" выбора места под сетевую точку не существует. В каждом конкретном случае "сетевики" преследуют различные цели - они могут позиционировать точку в расчете на пешеходов или, наоборот, автомобилистов, искать помещение на оживленной магистрали (магазин) или в тихом переулке (клиника). Тем не менее некие общие подходы можно выделить.<BR>Абсолютно все сети имеют центростремительную направленность - даже торговцы, делающие ставку на продовольственные товары или ширпотреб и поэтому размещающие магазины в "спальных" районах, стараются создать одну точку в центре города: это престижно, хотя и не всегда выгодно. Менеджер одной из компаний, имеющих сеть магазинов бытовой техники, говорит: "У нас есть точка на Невском, мы платим очень дорогую аренду за помещение. Этот магазин постоянно работает в минус, но мы с этим миримся, потому что он - наша "витрина".<BR>Помещения должны быть хорошо видны, это позволяет максимально эффективно использовать вывески и витрины - так раскручивается единый брэнд. По этой же причине желательно, чтобы здания не имели ограничений по изменению их дизайна - в противном случае принцип единого оформления всех точек сети может оказаться нереализованным.<BR>Все точки должны иметь хорошие подъездные пути: для сетевой торговли или общепита это жизненно важно - доставка товаров иногда производится несколько раз в день. Как правило, складские помещения для сетевых точек не нужны - они работают с общего склада. Есть и исключения, например магазины одежды и обуви (если весь товар будет выложен на прилавок, то магазин превратится в склад). <BR>В агентства недвижимости постоянно поступают заказы по подбору помещений для формирования сетей. Мария Тиника, руководитель отдела коммерческой недвижимости агентства "Адвекс-РОССТРО", говорит: "Сейчас, например, мы подыскиваем помещения для ОАО "Парфюм" - около 10 небольших магазинов. Есть заказ и на формирование сети ломбардов".<BR>В большинстве случаев для управления недвижимостью (взаимоотношения с поставщиками энергии, тепла, воды, ремонт, перепланировка и т.д.) создается особая структура в материнской компании. Случаи, когда этими вопросами занимаются непосредственно управляющие отделений, довольно редки.<BR>Инвестиции в придание новой точке "фирменного" вида начинаются примерно с $3 тыс. - это расходы "на вывеску" и элементарные дизайнерские решения по оформлению помещения. <BR><BR><B>Проблемы</B><BR>Главные проблемы любой сети - система управления и персонал. Владимир Дероберти, директор компании "Окания", говорит: "Когда у меня было четыре магазина, я половину сотрудников даже не знал в лицо". <BR>Как правило, сети объединены единой (и обычно дорогостоящей) компьютерной информационной системой: это позволяет осуществлять финансовый контроль и оперативно реагировать на изменения спроса. <BR>Все опрошенные менеджеры сходятся в том, что очень сложно найти управляющего на вновь открывающуюся точку. Его, как и остальных сотрудников, приходится специально готовить для соблюдения корпоративных стандартов. Несмотря на действующие системы переподготовки и контроля качества, перекосы возникают постоянно. В любой сети есть точка-"передовик" и отстающие, хотя этого быть не должно априори.<BR>Поэтому "сетевики" предельно жестко подходят к подбору кадров, создают системы мотивации, зависящие от качества работы конкретного сотрудника, безжалостно изгоняют нарушителей сетевых стандартов. В некоторых магазинах работают продавцы с двумя высшими образованиями ("СНАРК"). Тем не менее скрупулезный подбор персонала отнюдь не гарантирует того, что сотрудники будут строго следовать корпоративным стандартам. <BR>Кое-где для контроля постоянно используют "подсадных" - специально обученных и неизвестных никому, кроме топ-менеджеров, сотрудников, которые выступают в роли клиентов. Несмотря на все усилия, проблема остается: редко топ-менеджеры и собственники полностью контролируют ситуацию во всех точках сети.(А.Гр.)