От экономических потрясений компенсационный пакет пухнет

verar@delo.spb.ru

<BR><BR>verar@delo.spb.ru<BR>Динамика работы с персоналом в петербургских компаниях за послекризисный год показала, что около 40% компаний планируют расширение.<BR>Это один из выводов исследования, проведенного службой социальных программ "ВЕРА" в июле-августе. В опросе приняли участие 60 фирм. "Выборка, - говорит менеджер проекта Галина Кондратьева, специалист в области управления персоналом, консультант по организационному развитию, - была определена таким образом, что в нее попали компании, которые, несмотря на кризис - а может, и благодаря ему, - успешно работают и развиваются". <BR><BR><B>Только цифры</B><BR>По сравнению с докризисной численность персонала в опрошенных компаниях к 1 января не изменилась у 65% фирм, уменьшилась на 25-50% - у 25%, увеличилась на 10-70% - у 10%.<BR>Сегодня по сравнению с ситуацией годичной давности численность персонала осталась неизменной у 47% фирм, из них расширение планируют в 38% компаний. Уменьшилась численность персонала в 10% фирм, из них 5% намерены ее увеличить; увеличилось количество персонала в 28% компаний, в 22% расширение планируется, еще в 3% - планируется, если сложатся благоприятные условия.<BR>Служба персонала или менеджер по персоналу в 1-й группе существуют в 16% фирм, во 2-й группе - в 46%, в 3-й группе - в 64%, в 4-й группе - в 63%.<BR>"Причем некоторые фирмы, - подчеркивает Галина Кондратьева, - отметили, что менеджер по персоналу появился у них именно после кризиса: бизнесменам стало очевидно, что персонал - ресурс, требующий специальной работы".<BR><BR><B>Найти и работать</B><BR>Услугами рекрутинговых компаний при наборе новых сотрудников пользуются 45% опрошенных компаний; в основном к услугам рекрутеров обращаются при подборе кандидатов на руководящие должности либо если в самой фирме нет кандидатов на вакансию. Всегда при возникновении вакансии к специалистам обращаются лишь в двух фирмах 4-й группы. "Следует отметить, что внутренние резервы для подбора кандидатов на руководящую должность используют 78% опрошенных компаний", - подчеркивает Галина Кондратьева.<BR>Высокая текучесть кадров отмечена в 22% фирм; речь не идет о руководящем составе, а преимущественно об агентах по продажам, рабочих, подсобниках, экспедиторах. Наибольшая текучесть - в крупных фирмах (в 42%). Среди основных причин наиболее часто назывались низкая заработная плата и отсутствие резервов для ее увеличения; тяжелый, в том числе физический, труд; непрофессионализм и, как следствие, частые увольнения не справляющихся работников ("Это проблема набора персонала", - отмечает Галина Кондратьева); отсутствие в фирме грамотной кадровой политики.<BR><BR><B>Структура и стратегия</B><BR>Необходимость серьезных изменений в работе с персоналом отмечают 37% фирм. "А 58%, - улыбается Галина Кондратьева, - считают, что такой необходимости нет". При этом наиболее частыми ответами на вопрос "Какими видятся эти изменения?" были:<BR>- повышение качества управления организацией;<BR>- поиск более профессиональных работников, в том числе на руководящие позиции;<BR>- повышение квалификации сотрудников;<BR>- введение структурных изменений;<BR>- изменение стратегии управления фирмой.<BR>Опрошенные отметили, что уменьшение компенсационного пакета за послекризисный год (37% фирм) произошло в основном за счет отказа от дотаций на питание, от медицинского обслуживания, редко - от обучения. Сообщили, что компенсационный пакет не изменился, 53% компаний. В 10% фирм он увеличился (введена бесплатная подвозка к месту производства, увеличено обучение персонала, оплачиваются спорткомплексы), а 25% планируют его расширить за счет введения бесплатного питания (или дотаций на питание), увеличения собственно зарплаты, расходов на корпоративные мероприятия. Последнее Галина Кондратьева считает определенной тенденцией, свидетельствующей об ориентации ряда компаний на формирование корпоративной культуры. <BR>"При наличии возможности" собираются увеличить компенсационный пакет 27% опрошенных компаний.<BR><BR>Учиться, учиться...<BR>87% опрошенных фирм считают обучение персонала составляющей частью компенсационного пакета. Правда, при ближайшем рассмотрении подобная прогрессивность выглядит следующим образом: очень многие компании под "обучением персонала" понимают в том числе и первичное обучение новых специалистов, то есть, по сути, введение в должность. Остальное же ориентировано в основном на знания и навыки, необходимые сотрудникам для выполнения текущей работы; более глубокое обучение проводят лишь 15% фирм; регулярно учатся руководители 23% компаний.<BR>С привлечением специализированных фирм обучение проводится в 73% компаний; одинаково число вынужденно отказавшихся и собирающихся ввести обучение - 8%. Наиболее реалистичным ответом на вопрос о частоте обучения Галина Кондратьева считает "2 раза в год" - 22% ответили так. <BR><BR><B>Ремарки</B><BR>"Понятно, что указана отрицательная численность персонала, - говорит Галина Кондратьева. - 8% фирм согласились участвовать в опросе только на условиях анонимности. Любопытны также мотивы отказа от участия в опросе. Например, такие, как "Нам это неинтересно", "Нам некогда этим заниматься, у нас нет специального человека" или "У нас фирма маленькая, нам это неважно". Неслучаен на сегодняшнем рынке и ответ "Политика нашей фирмы - полная закрытость, и такую информацию мы на сторону не даем"; таких среди отказов - 12%".