00:0020 сентября 199900:00
416просмотров
00:0020 сентября 1999
Заставить платить налоги невозможно, но заинтересовать налогоплательщиков в уплате налогов можно.
<BR>Заставить платить налоги невозможно, но заинтересовать налогоплательщиков в уплате налогов можно.<BR>Прежде всего для этого необходимо перестроить систему внебюджетных фондов.<BR>Руководители и главные бухгалтеры предприятий в кулуарах налоговых инспекций давно обсуждают вопрос о слиянии всех внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования, Комитета по занятости населения). Эта идея уже дошла до Правительства РФ и даже начала обретать реальные очертания. В качестве примера можно привести эксперимент по передаче налоговой службе функций сборщика платежей во внебюджетные фонды (см. "ДП" №09/99, статью "За внебюджетные фонды началась большая борьба"). <BR><BR><B>На общей базе</B><BR>Сегодня работодатель платит за своих работников страховые взносы в размере 38,5% от ФОТ (в том числе: в Пенсионный фонд - 28%, в Фонд социального страхования - 5,4%, в Медицинский фонд - 3,6% и в Фонд занятости - 1,5%). Налогооблагаемые базы, с которых исчисляются взносы в фонды, равно как и правила исчисления и сроки уплаты, во всех фондах практически одни и те же. Так почему бы не соединить их в один, условно назовем его "Единый социальный фонд", куда бы организации перечисляли взносы с фонда оплаты труда своих работников? <BR>В предлагаемом варианте при создании Единого социального фонда можно сохранить действующую пропорциональность отчислений по фондам. Но осуществлять перераспределение отчислений по фондам будут уже не налогоплательщики, а сотрудники такого социального фонда. <BR>При слиянии всех внебюджетных фондов в один значительно упростится бухгалтерский учет, сократится количество заполняемых ежеквартально отчетов, уменьшится количество проверок и, как результат, высвободятся работники внебюджетных фондов, что сэкономит бюджетные средства. <BR>Таким образом, создание и формирование Единого социального фонда может стать, по моему мнению, первым этапом в решении проблемы дефицита бюджета. <BR><BR><B>Единый учет</B><BR>Следующим шагом должен стать переход на персональный учет перечисленных работодателями взносов, то есть учет всех поступивших взносов по каждому работнику в отдельности. <BR>Персонифицированный учет работников Пенсионный фонд осуществляет уже не один год. Имея действующую базу по персонифицированному учету и опыт сбора данных по заработной плате на каждого налогоплательщика, можно расширить эту базу и ежеквартально собирать данные по заработной плате и отчислениям в Единый социальный фонд по каждому налогоплательщику. Заметим, что, в соответствии с Налоговым кодексом и Приказом ГНС РФ №ГБ-3-12/309 от 27.11.98, в 1999 году все налогоплательщики, в том числе и физические лица, должны получить идентификационные номера налогоплательщиков. То есть с 2000 года у каждого гражданина РФ будет два номера налогоплательщика: для налоговой инспекции и Пенсионного фонда. Последний из них в дальнейшем можно использовать для учета в предлагаемом Едином социальном фонде. <BR><BR><B>Заинтересовать плательщика</B><BR>На лицевом счете каждого налогоплательщика будут ежемесячно аккумулироваться страховые взносы, прямо пропорциональные заработной плате работника и распределенные в существующем либо в каком-то ином определенном соотношении по разделам Единого социального фонда. Каждый работник будет информирован о сумме своего лицевого счета. <BR>Это нововведение не увеличит работу руководителей предприятий и бухгалтеров по сравнению с тем объемом отчетов, который они сдают сегодня. При этом объем работы Единого социального фонда значительно сократится по сравнению с объемом работы всех ныне действующих внебюджетных фондов вместе взятых. Переход к лицевым счетам налогоплательщиков и суммированию отчислений с их заработной платы - это второй этап предлагаемой реорганизации.<BR>И, наконец, третьим и основным шагом должна стать ситуация, когда налогоплательщик будет лично заинтересован в уплате страховых взносов, то есть когда он сам сможет пользоваться этими отчислениями. <BR>Если работник будет знать, что он сможет использовать, допустим, от 60 до 80% от своих отчислений в Фонд медицинского страхования, то он будет непосредственно заинтересован в отчислениях и, как следствие, в увеличении своей заработной платы. В таком случае, если у гражданина, к примеру, возникает необходимость обратиться к стоматологу или купить лекарство, он сможет воспользоваться для этих целей личным лицевым счетом. <BR><BR><B>Доплата безработным и пенсионерам</B><BR>Рассмотрим ситуацию с Фондом занятости. В течение срока трудовой деятельности за работника производит отчисления в этот фонд работодатель. Но, если работник уволился или его сократили, он в предлагаемом варианте должен иметь возможность ежемесячно получать со своего лицевого счета денежное пособие в размере утерянного заработка. <BR>По общей сумме выплат это пособие не должно превышать 80% от суммы, которая отчислялась в Фонд занятости с его заработной платы за период трудовой деятельности, до того момента, пока он не найдет работу.<BR>Отчислениями в Пенсионный фонд налогоплательщик сможет воспользоваться только при наступлении пенсионного возраста. Но размер пенсии, безусловно, будет зависеть от суммы отчислений за весь период его трудовой деятельности. <BR>Отчисления в Фонд социального страхования налогоплательщик сможет использовать при наступлении временной нетрудоспособности, при получении путевок на лечение, в дом отдыха и т.д.<BR>В предлагаемом варианте, когда работник сам сможет пользоваться своими отчислениями, он будет заинтересован в официальном увеличении своей заработной платы. Не будем лукавить, сегодня в большинстве коммерческих структур, да и не только в них, официальная заработная плата несколько отличается от фактически получаемых доходов. Это является прямым следствием неразумно завышенных государством налоговых сборов. <BR><BR><B>Кадры есть, притом много</B><BR>С увеличением фонда оплаты труда увеличатся не только отчисления во внебюджетные фонды, но и возрастут поступления в бюджет от подоходного налога с физических лиц. И наконец-то размер заработной платы по отчетам приблизится к фактическим доходам населения. <BR>В связи с этим, кстати, разумно было бы уменьшить процентную ставку отчислений предприятий в Пенсионный фонд (соответствующий раздел Единого социального фонда) с 28% с ФОТ до 10-12%. <BR>Необходимо отметить, что налогоплательщик не сможет пользоваться отчислениями в Единый социальный фонд в полном объеме. Это обусловлено тем, что часть отчислений будет направлена на создание и поддержание деятельности самого Единого социального фонда, а также на финансирование пособий, стипендий и другие выплаты малообеспеченным, социально не защищенным слоям населения. Размер доли взносов, которой налогоплательщик сможет пользоваться, должен зависеть от количества иждивенцев, инвалидности, возраста и других льгот.<BR>В случае реализации данного проекта часть сотрудников ныне действующих внебюджетных фондов сможет быть задействована в едином фонде. В их функции будет входить контроль за формированием фонда, ведение лицевых счетов всех налогоплательщиков, контроль за использованием средств на лицевых счетах. <BR><BR><B>Нужен эксперимент</B><BR>Реализация подобного проекта потребует определенных материальных затрат на создание компьютерной базы данных учета плательщиков взносов, на присвоение им персонифицированных номеров и т.д. Поэтому эксперимент с предлагаемой реорганизацией системы социальной защиты населения можно провести в одном субъекте РФ, например в нашем городе. <BR>Для этого в Петербурге есть все предпосылки: частично проведен персонифицированный учет налогоплательщиков, имеется достаточная компьютерная база в Пенсионном фонде, ведется учет перечисленных взносов по каждому налогоплательщику.