Cтатус иностранного работника с позиции внебюджетных фондов

Значительное число бывших сограждан по Союзу ССР, ныне ставших жителями суверенных государств, стремятся получить в России любую работу.

<BR>Значительное число бывших сограждан по Союзу ССР, ныне ставших жителями суверенных государств, стремятся получить в России любую работу. <BR>В свою очередь, для администрации многих предприятий такая рабочая сила представляет интерес. Во-первых, с точки зрения минимизации расходов на оплату труда, а во-вторых - в связи с экономией на отчислениях во внебюджетные фонды. <BR>Однако подобная экономия зачастую не нравится инспекторам внебюджетных фондов, в частности, когда речь идет о выплатах в Пенсионный фонд. Позиция работодателя в этом вопросе имеет ряд весомых аргументов.<BR>Вопросы, связанные с применением иностранной рабочей силы в России, регулируются "Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.93 №2146. В положении определено, что для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п. 4 положения), а работник - иностранный гражданин - должен иметь подтверждение на право трудовой деятельности (п. 14 положения). Итак, работодатель получил разрешение, а работник - иностранный гражданин - подтверждение на право трудовой деятельности. <BR><BR><B>Взносы в Пенсионный фонд</B><BR>Под действие пенсионного законодательства Российской Федерации подпадает определенный ряд лиц.<BR>В статье 1 федерального Закона от 01.04.96 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" определено, что под государственным пенсионным страхованием понимается вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд работодателей и граждан с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями в соответствии с Законом о государственных пенсиях. <BR>Та же статья устанавливает, что застрахованным лицом является лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, т.е. гражданин, имеющий право на пенсию в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".<BR>Статьей 4 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории России, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в РФ.<BR>Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение, по законодательству Российской Федерации, является факт проживания данного лица на ее территории. В соответствии со статьей 5 действующего в настоящее время Закона СССР от 24.06.81 №5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР", различают иностранных граждан, постоянно проживающих (имеющих вид на жительство, выданный органом внутренних дел Российской Федерации) и временно пребывающих на территории России (только регистрирующих заграничные паспорта или заменяющие их документы).<BR>Что касается положения граждан бывшего СССР, прибывших из государств - участников СНГ и государств Балтии (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 №290), то "Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 №713, установлено, что по месту жительства граждан на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, то выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. При этом, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.<BR><BR><B>Пенсия на родине</B><BR>Право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Поэтому работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории России, независимо от форм собственности и финансово-хозяйственной деятельности уплачивают страховые взносы только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в РФ.<BR>Следует иметь в виду, что предприятия с иностранными инвестициями, в соответствии со ст. 34 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Письмом Пенсионного фонда РФ от 02.03.98 №16-24/1436, должны перечислять платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды стран их постоянного местожительства в валюте и на условиях этих стран.<BR>Несмотря на то что данные разъяснения содержатся в Письме Пенсионного фонда РФ от 01.12.97 №ЕВ-16-28/8548, работники фонда на местах зачастую требуют от работодателя уплаты страховых взносов независимо от статуса иностранного наемного работника. Поэтому с учетом имеющейся практики работодателю нужно получить от работника - иностранного гражданина кроме ксерокопии паспорта письменное заявление о том, что этот работник просит не перечислять взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как не претендует на пенсионное обеспечение в Российской Федерации при наступлении пенсионного возраста. Аналогичное заявление иностранный работник может написать в отношении взносов в Фонд занятости. Согласно Письму Федеральной службы занятости №7-1-30 от 05.05.96, при начислении взносов в Фонд занятости необходимо руководствоваться перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. А если не начисляются взносы с фонда оплаты труда иностранных граждан в Пенсионный фонд, соответственно, они не начисляются и в Фонд занятости.<BR><BR><B>Медицинский и социальный фонды</B><BR>Иначе обстоит дело с обязательным медицинским страхованием. Федеральный фонд ОМС принял специальное инструктивное Письмо от 11.07.95 №3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в системе ОМС". На основании выдаваемого работодателю разрешения на привлечение иностранной рабочей силы местное отделение медицинского фонда выдает иностранному гражданину страховой медицинский полис. Следовательно, с фонда оплаты труда иностранных граждан в ОМС необходимо производить отчисления.<BR>Фонд социального страхования в своих инструктивных документах ничего конкретно не говорит об уплате взносов в подобных случаях. Но в Постановлении ФСС от 19.10.94 №21 (с изменениями от 25.09.98) указано, что листок нетрудоспособности выдается иностранным гражданам. Из этого косвенного обстоятельства можно сделать вывод, что взносы в ФСС с фонда оплаты труда иностранных граждан начисляются.<BR><BR>Подготовила Евгения Котова, генеральный директор ООО "Аудит - Эврика"