Крупным заводам нужна амнистия

Промышленность должна получить возможность реструктурировать старые долги

<BR><B>Промышленность должна получить возможность реструктурировать старые долги</B><BR>Михаил Айвазов, директор департамента по связям с общественностью ОАО "Ижорские заводы"<BR><BR>Давно уже назрела необходимость на федеральном уровне принять закон о долговой амнистии предприятий крупного машиностроения, сняв с них часть ответственности за долги, накопленные во многом из-за непредсказуемой экономической политики государства и несовершенства налоговой системы.<BR>Сегодня перед крупными российскими предприятиями стоит один вопрос: как выжить? Гиганты, созданные под огромные объемы производства, занимают территорию в сотни гектаров, на них работают десятки тысяч человек. Этим и обусловлена их медленная по сравнению с более мелкими предприятиями адаптация к условиям рынка.<BR>Выжить в современном бизнесе можно, лишь если проводить очень избирательную политику. Для тяжелого машиностроения главным звеном этой политики сегодня стала реструктуризация по таким направлениям, как бизнес предприятия, его производственная база, его обязательства.<BR>Проблема реструктуризации обязательств является наиболее сложной. Для ее решения, как правило, недостаточно лишь сил и возможностей предприятия. Так, в настоящий момент задолженность Ижорских заводов составляет около 2 млрд рублей. Более половины - долг перед федеральным бюджетом, значительную часть которого составляют штрафы и пени. <BR>Ижорские заводы относятся к тем предприятиям, которые уже сегодня генерируют прибыль. И, если бы не бремя старых долгов, эту прибыль можно было бы направить на реализацию инвестиционной программы, модернизацию оборудования, а в конечном счете на повышение эффективности работы. Но пока это невозможно.<BR>Вторая проблема - поиск инвестиций. Например, "Уралмаш-Заводы" привлекли порядка $40 млн путем размещения акций на международном рынке. Сегодня это единственное машиностроительное предприятие в России, имеющее котируемые акции (так называемые депозитарные расписки). Недавно, когда во время визита в Россию директора-распорядителя МВФ Мишеля Камдессю была достигнута договоренность о новых кредитах, цена на депозитарные расписки "Уралмаш-Заводов" выросла вдвое.<BR>Сейчас все говорят, что самое важное - сделать наши предприятия инвестиционно привлекательными. Парадокс заключен в том, что сегодня на пути инвестора стоит не отсутствие законодательной базы.<BR>Например, основные положения Закона об акционерных обществах достаточно полно очерчивают круг прав инвесторов. Но, будучи перенесенными на реальную почву, они не работают.<BR>Гораздо более действенной силой зачастую оказываются интересы тех или иных групп под протекционизмом государственных чиновников.<BR>Не менее масштабной является и третья проблема кадров. Средний возраст работников большинства крупных машиностроительных предприятий превышает 50 лет.<BR>Я убежден, что кадровая проблема сама собой не может быть решена.<BR>Программы подготовки кадрового резерва, которые в настоящий момент реализуются на федеральном уровне, в том числе и во взаимодействии с западными партнерами, направлены в основном на подготовку менеджеров высшего звена.<BR>Такие программы можно только приветствовать.<BR>Но, к сожалению, вопросы подготовки квалифицированного рабочего персонала выпали из поля зрения наших политиков.<BR>А этому необходимо уделять не меньше времени и сил, поскольку через 10 лет нашим машиностроительным заводам грозит остановка из-за отсутствия персонала.